- Что лучше читать или писать?
- Чем полезно чтение вслух: 8 преимуществ важной литературной привычки
- Содержание
- 1. Тренировка памяти
- 2. Пополнение словарного запаса
- 3. Развитие актерских способностей
- 4. Улучшение дикции
- 5. Снятие стресса
- 6. Практика образного мышления
- 7. Проявление эмпатии
- 8. Профилактика деменции
- Почему на смартфоне невозможно написать книгу
- Почему бумажные книги лучше электронных
- На чем лучше писать книгу
- Как написать книгу на смартфоне
- Приложения для написания книг
- Бумага vs экран: пора ли отказаться от печатных учебников
- Чем экран не похож на бумагу
- Какое чтение эффективнее для учёбы
- Какие условия влияют на результат чтения
- Что насчёт возраста и чтения с экрана
- Для детей формат не главное
- Подростки читают быстро и неглубоко
- Студенты любят бумагу
- Так что теперь, распечатывать каждый учебный текст?
- Читать с экрана нужно умеючи
Что лучше читать или писать?
Даже не знаю, что важнее для развития творческих начинаний. Много читать или много писать? Подходов и взглядов здесь много. Но думаю, что самое главное это не противопоставлять всё это одно одному. Дело в том, что необходимо добиваться всестороннего развития. Пуст говорят:
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ, НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Не совсем этот так. Гнать надо не два, а три и больше зайцев. Не одновременно, ибо сразу многого не сделаешь. Последние исследования показали, что два дела сделанных последовательно сделаны намного быстрее и качественнее, чем, если бы их делали одновременно. Я говорю об разноплановости и разносторонности творческого развития. Это не значит, что сразу должен уметь петь, танцевать, рисовать картины и сочинять музыку с книгами. Просто человек должен стремится к душевному многообразию, а разноплановость хороша на примере писателя, который сегодня сочинил комедию, вчера мы рыдали, а на завтра запланирован философский трактат.
Поэтому, вернувшись к вопросу с которого начинали эту страницу отвечу, что надо делать и то, и то. Если не читать, то совершенно не будет материала для писания, а если только писать, то в итоге это превратится в хождение по кругу. Новых мыслей и информации нет, а творить что-то надо, вот и будешь комбинировать то, что успело порядком поднадоесть. Как же это совместить, ведь и то, и то требует время. А его-то нам как раз и не хватает. А вот так взять и совместить. Только волевым решением, не смотря на вопли и нытьё. Нет времени, но ведь от того, что Вы стенаете по этому поводу его больше не становится. Лучше сразу браться за работу и делать.
Поэтому читать и писать, писать и читать. Переплести надо этих два процесса в одно единое целое. Чтение источник новых впечатлений, кладезь информации. А писание — это ничто иное, как внутренняя реакция на эти раздражители, только на это т раз оно не прячется, а вырывается на свободу вместе с написанным.
Необходимо пропустить всё через себя и писать результат этой внутренней работы. Это не так просто, как может показаться. Это трудная и огромная работа, которая высасывает все жизненные соки из организма.
Чем полезно чтение вслух: 8 преимуществ важной литературной привычки
Еще один верный способ прокачки себя.
Здесь и далее фото unsplash.com
Каждый из нас прекрасно знает, что привычка читать книги прокачивает человека по всем фронтам, однако при этом надо хорошо понимать, что чтение бывает разным. Например, беглым и невнимательным в вагоне поезда метро, когда ты спешишь на работу, либо вдумчивым и артистичным, когда сидишь у себя дома и произносишь реплики героев повествования вслух.
Оказывается, между этими двумя видами чтения есть большая разница, и вторая категория любителей литературы получает больше от книг, чем первая. Понятное дело, что не всегда у нас есть возможность собрать вокруг себя заинтересованную группу лиц и начать декламировать ей стихи по книжке. Однако время от времени каждому из нас просто необходимо искать возможности для такой практики.
Изучив пользу чтения вслух и узнав, насколько она велика и многогранна, мы решили поделиться ею с тобой. Если ты ищешь новые пути развития и хочешь заручиться полезной привычкой, поверь, это тебе определенно пригодится.
Содержание
1. Тренировка памяти
Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам. Например, во время чтения вслух мы намного больше сконцентрированы на материале и не отвлекаемся на посторонние раздражители.
Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды. Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка.
Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга — зрительная, слуховая и двигательная кора.
2. Пополнение словарного запаса
Когда мы читаем про себя, мы обычно двигаемся по материалу с большей, чем при чтении вслух, скоростью. Именно поэтому многие непонятные слова и выражения мы нередко игнорируем, не желая прекращать процесс поглощения информации.
Однако когда мы читаем вслух и нам попадаются на глаза непонятные слова, у нас не только возникает потребность выяснить их значение и понять, как они произносятся, но и объяснить их человеку, который нас слушает (если такой имеется).
Согласно исследованию, проведенному в 2015 году учеными из Монреальского университета, человек запоминает новые слова намного лучше, когда объясняет их другому. Для этого исследователи провели эксперимент с запоминанием слов, в котором участвовали студенты.
По его результатам, молодые люди, которые зачитывали новые слова другим, запоминали информацию гораздо лучше тех, кто читал «про себя» или даже вслух.
3. Развитие актерских способностей
Чтобы прокачать свои профессиональные навыки, актеры кино и театра постоянно читают вслух. Таким образом, они работают с интерпретацией и подачей текста, тренируют интонации, тембр голоса и невербальные знаки.
Таким же образом, стоит поступать человеку, который не занят в актерской профессии, потому что так прокачивается харизма, умение держать себя на публике и оказывать воздействие на других людей.
На самом деле, для начала хватит ежедневной практики длительностью 15 минут, и уже через пару недель ты почувствуешь ощутимый результат. Твоя речь изменится, а вместе с тем и прокачается уверенность в себе.
Особенно это полезно тем, кто регулярно сталкивается с публичными выступлениями, либо просто часто общается с людьми по служебным обязанностям.
4. Улучшение дикции
Отдельным пунктом здесь стоит вынести улучшение дикции, которой многие люди уделяют не так много внимания, как стоило бы. Для развития речи чтение вслух — это самый мощный инструмент, который одновременно является довольно информативным.
Хорошая дикция пригодится в любых ситуациях, где требуется хотя бы минимальное социальное взаимодействие — от походов в государственную инстанцию, где надо объясниться перед несговорчивыми чиновниками, до очереди в магазине в момент, когда надо напомнить окружающим о необходимости соблюдать социальную дистанцию.
Представляешь, насколько важной и полезной может быть практика чтения вслух?
5. Снятие стресса
Оказывается, чтение книг (особенно вслух) помогает человеку справляться со стрессовыми ситуациями и тревожными состояниями. Более того, совместное чтение вслух с другим человеком способно облегчить мигрени и даже боли в спине. Об этом свидетельствует исследование ученых из Ливерпульского университета.
В ходе своих наблюдений они установили, что совместное чтение книг помогает справляться с хронической болью даже лучше когнитивно-поведенческой терапии, которая так популярна в наши дни.
Для этого исследователи провели эксперимент, в рамках которого люди с болевыми ощущениями еженедельно собирались вместе по 10-12 человек, чтобы почитать и подумать, как прочитанное связано с их опытом.
Благодаря этой практике им удалось отвлечься, вспомнить о приятных воспоминаниях и научиться справляться со своими эмоциями.
6. Практика образного мышления
Чтение книг заставляет наш мозг проявлять активность в моментах, когда идет описание визуальных образов и в целом тех или иных действий. Этот процесс помогает нам представлять, как бы эти события выглядели на самом деле.
Другими словами, чтение книг заставляет нас прокачивать воображение, создавая новые образы. Причем, чем более стимулирующая среда для этого создана, тем активнее мозг вовлекается в практику. В данном случае стимулирующей средой мы можем назвать уютное спокойное местечко и процесс чтения вслух, заставляющий всецело погружаться в повествование.
7. Проявление эмпатии
Плюс ко всему, чтение заставляет не только визуализировать информацию и прокачивать свою речь, но и пробуждает в нас настоящие эмоции. Читая о той или иной истории, мы невольно идентифицируем себя с главными героями произведения, либо вовлеченно следим за их судьбой со стороны.
В нас просыпается эмпатия, сострадание, понимание и другие чувства, свойственные думающиму и участливому человеку.
Например, ученые из Кембриджского университета выяснили, что художественная литература помогает молодым людям проявлять сочувствие и с пониманием относиться к окружающим, анализируя их мотивы и действия.
То есть чтение очень сильно прокачивает эмоциональный интеллект, который так ценится в современном мире.
8. Профилактика деменции
В очередной раз хотим упомянуть, что чтение вслух полезно не только для развития речи, но и для наших когнитивных способностей.
По данным доктора медицины и специалиста в области нейродегенеративных заболеваний Дейла Бредесена, чтение — это один из самых простых способов избежать деменции в старости.
Все дело в том, что деменция связана с постепенным замедлением работы отдельных участков мозга. Однако если читать на протяжении всей жизни, наше сознание и ум будут все время развиваться и работать намного лучше, чем у людей без привычки читать.
Тем не менее, Бредесен уточняет, что наш мозг развивается далеко не каждый раз, когда мы берем в руки книгу. Чтобы по-настоящему заставить его работать, надо войти в так называемый «читательский транс». Другими словами — как следует зачитаться, чтобы произведение нас полностью поглотило. В таком случае мозг будет активно обрабатывать информацию и усиленно тренироваться.
Почему на смартфоне невозможно написать книгу
Бывало ли у вас такое, что под впечатлением от прочитанной книги захотелось сотворить что-то подобное? Я не говорю о книгах про мотивацию или бизнес: речь исключительно о художественной литературе. Как это должно выглядеть? Наверное, стоит сесть за печатную машинку поздним вечером и начать творить. В общем, в первую очередь, подобный процесс ассоциируется с Хэнком Муди из «Блудливой Калифорнии». Возможно, не самый удачный пример писателя, но все же. Для современного писателя, уверен, по-прежнему нет ничего лучше, чем ноутбук. Но возможно ли творить на смартфоне? Рассказываю, почему в этом нет смысла.
Рассказываем, почему невозможно писать книгу на смартфоне
Почему бумажные книги лучше электронных
На дворе 2021 год, но я до сих пор предпочитаю бумажные книги электронным. Увы, но это лучший способ понять прочитанное — с электронной версией это гораздо сложнее. Понятно, что читать на смартфоне или планшете удобнее, но не хватает ощущения бумаги. Но так было не всегда: одно время пытался читать на электронной книге Ritmix с Android — знаете, мне это понравилось.
А вы читали Чарльза Буковски?
Я увлекся Чарльзом Буковски — старик действительно писал что-то потрясающее. Да, весьма странные вещи, но очень манящие. В общем, чтение книг в электронном виде — занятие индивидуальное. И зависит, в первую очередь, от самой книги. Настолько я влюбился в то, что он пишет, что решил попробовать написать сам — а что? Вдруг получится?
На чем лучше писать книгу
В то время у меня не было выбора, на чем начинать творить: под рукой оказался нетбук Acer Aspire — пожалуй, он только для печати и годился. Я сразу же создал блокнот (Microsoft Word работал неприлично плохо) и взялся за дело: не знаю, каково творить на печатной машинке, вероятно, очень комфортно, но ноутбук ничем не хуже. Слова полились рекой, а вымышленный сюжет моментально сложился в единый пазл. За три или четыре часа я выдал около 20 страниц интересных, хоть и вымышленных, историй.
Писать книгу на ноутбуке — лучшее решение
Получилось очень круто и атмосферно, будто я и сам жил в 60-х годах в Калифорнии. Честно говоря, это единственный текст, который я перечитываю 9 лет спустя и не чувствую стыда, как это обычно бывает. Спустя годы я понимаю, что книга хорошо пошла благодаря размерам нетбука — он компактный и печатать на нем было удобно, чего не скажешь о современных огромных ноутбуках, от которых потеют и затекают ноги.
Как написать книгу на смартфоне
Спустя какое-то время вдохновение начало покидать меня. До сих пор ни один бизнес-мотиватор не придумал ничего лучше, чем заставить себя что-то делать. Так поступил и я, включая смартфон в метро, чтобы попытаться накидать пару строк. Увы, но дело не спорилось. Окей, читать на смартфоне еще плюс-минус приемлемо, но писать не получается совершенно. Для писателя необходимо удобство рабочего пространства. Писатель — не блогер, который может снимать контент в любом месте одной рукой, успевая говорить.
Если и хотите попробовать писать мемуары на смартфоне, то используйте удобные текстовые редакторы
Маленький сенсорный экран, который в разы хуже физической клавиатуры — это не годится для писателя. Даже планшет не подойдет — в этом деле важна физическая отдача от клавиатуры. К тому же, если вас посетит вдохновение, лучше держите под рукой блокнот и ручку — недаром бумажные письма получаются такими емкими и красивыми.
Приложения для написания книг
Что делать, если посетило вдохновение, а ноутбука нет под рукой? Существуют приложения для написания книг — текстовые редакторы, которые помогают форматировать текст. Они позволяют выбирать оформление, выставлять поля. Помогут ли они вам? Безусловно, да. Если писать в Microsoft Word вам надоело (а это однажды случится), рекомендую вам попробовать тот же Evernote или любой другой аналог.
Настройте интерфейс так, чтобы глазам было комфортно
Это не просто пустая трата денег, а отличный помощник в нелегком деле. Помимо форматирования текста вы сможете выбрать оформление страницы прямо как на печатной машинке. Во-первых, это очень расслабляет. Во-вторых, ваш текст будет читаться иначе. По крайней мере, вы точно заметите разницу, если пытаетесь творить на смартфоне.
Я не могу назвать себя писателем, но попытки были. По крайней мере, один верный читатель у меня точно есть. Но в написании статей для нашего Яндекс.Дзен мне помогает исключительно компактный ноутбук. Его можно взять с собой в поездку, в кафе, чтобы поудобнее устроиться в кресле. От того, как приятно шуршат клавиши во время печати, становится комфортно. Не думаю, что для написания текста в ближайшем будущем появится что-то лучше. Смартфон идеально подходит для задач, чатов в мессенджерах, соцсетей, но не для писательства. Если и пытаетесь начать творить, то используйте сторонние текстовые редакторы, настройте оформление так, чтобы глазам было комфортно.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Несмотря на то что желающих пересесть с iOS на Android довольно много, большинство из них считают, что это невозможно. У каждого свои причины. Одни думают, что при переходе потеряют доступ к удобнейшей экосистеме. Другие полагают, что Android по уровню развития по-прежнему находится где-то на уровне нулевых годов. А третьи уверены, что останутся без нужного им софта. На самом деле это совершенно не так. Сейчас объясню, почему.
Скорее всего, вы много слышали о Wi-Fi 6 в последние год или два. Но что это такое и нужно ли оно нам? Если коротко, то это новое поколение сетей Wi-Fi, которое должно сделать беспроводной доступ к сети существенно лучше. Если с чем-то это сравнивать, то можно провести аналогию с мобильными сетями 5G. О них вы наверняка знаете существенно больше, так как данная тема в последнее время поднимается очень часто. Обновление сетей до Wi-Fi 6 ориентированно в первую очередь на будущее. Уже сейчас оно дает некоторые преимущества, но скоро они смогут гарантировать, что ваша скорость передачи данных будут стабильно высокой, а задержка минимальной.
Мы уже рассказывали о том, что полезно иногда играть. Видеоигры позволяют расслабляться, находить решение проблем, фокусироваться на чем-то, решать головоломки. Современные игры способны объединять людей, создавая командный дух среди игроков. Игры стали популярным хобби, а количество поклонников постоянно увеличивается. Но с играми не все так просто: гонка за достижениями и скиллами может обернуться потерей удовольствия от игрового процесса. Почему так происходит?
«это единственный текст, который я перечитываю 9 лет спустя и не чувствую стыда», повесьте в редакции как напоминание, за некоторые статьи сдыно сразу при прочтении.
Такое интересное начало и с середины интерес потерялся где-то в личных мыслях автора. Отчасти соглашусь, что телефон не самая удобная штука для написания чего-то большего, чем просто смс. Но в корне не согласен, что обязательно нужен ноутбук и обязательно не самый большой и так далее. Когда тебя посещает вдохновение, тебе нет разницы — ноутбук, планшет, блокнот, стена подъезда… Главное — зафиксировать мысль, записать эмоции, описать место. А уж потом дома хоть на стационарном первом пентиуме всё это изложить в документ.
Я не писатель, хоть и очень хочу им стать, но все свои истории я, как ни странно, записывал на телефон, стоя в тамбуре пригородной электрички, или в автобусе или да где угодно или. И знаете, мне кажется, что настоящий писатель не заморачивается на том, что ему коленки печёт или отзыв от нажатий клавиш с буквами какой-то не такой. Настоящий писатель получает удовольствие от того, что текст просто есть и его можно прочитать. Из приложений мог бы посоветовать Pure Writer. Просто, красиво и без лишних «наворотов». А до этого приложения пользовался стандартным приложением блокнот и мне хватало выше крыши)
Бумага vs экран: пора ли отказаться от печатных учебников
Образование меняется, но тексты по-прежнему составляют немалую долю учебного контента. Имеет ли значение, как их читают: с экрана или на бумаге?
Электронный учебник, интерактивный лонгрид, серия коротких постов или диалог с чат-ботом мало похожи на печатную книгу. Но это тоже текст, как и тяжёлый том из библиотеки. Попробуем разобраться, какой формат лучше подходит для учебных целей.
Из этой статьи вы узнаете:
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Чем экран не похож на бумагу
Учёные ищут различия в восприятии электронных и печатных текстов с того момента, как компьютеры вошли в нашу жизнь. Самые важные находки удачно обобщили учёные из Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в прошлогоднем обзоре научных работ по теме. Всего лингвисты проанализировали 119 исследований и выявили три главные особенности электронного текста:
Помогают эти особенности понять текст или только отвлекают от чтения? Универсального ответа в 119 исследованиях не нашлось:
Ещё одна примечательная особенность «цифры» в том, что она почти не задействует осязание. Печатный том — это физический объект, он воспринимается не только через зрение.
«Мы часто используем место в книге („где-то в начале“, „на середине“) или местоположение на странице как маркер для памяти», — отмечает американский лингвист Наоми Барон.
В электронном тексте таких пространственных маркеров нет, особенно если прокручивать его, а не перелистывать страницы. В этом случае положение текста на странице нестабильно, и мысленные пометки не к чему привязать. Между тем в печатном тексте они полезны.
Одно исследование показало, что в хронологии прочитанной истории лучше ориентируются те, кто прочёл её в бумажной книге, а не на ридере. Вероятно, дело в том, что в начале и конце сюжета печатная книга ощущается в руках по-разному.
Какое чтение эффективнее для учёбы
Итак, чтение с экрана — не то же самое, что чтение печатной книги, даже если текст один и тот же. Что это значит для обучения? Можно ли заменить печатные учебники электронными?
На вопрос, в каком формате мы лучше воспринимаем, понимаем и запоминаем информацию из текста, пытаются ответить несколько поколений исследователей. Уже в 1992 году появился первый обзор по теме, который обобщал результаты сотни опубликованных научных работ. Правда, в нём рассматривались в основном затруднения в чтении с экрана, причиной которых было техническое несовершенство существовавших на тот момент устройств.
Больше всего данных объединил обзор 2018 года, подготовленный Пабло Дельгадо и другими учёными из Университета Валенсии (Испания) и Техниона — Израильского технологического института. Авторы обобщили результаты 54 исследований с 2000 по 2017 годы.
Всего в них участвовала 171 тысяча человек — преимущественно студенты и школьники. В каждой из этих работ с помощью дополнительных заданий оценивалось, какой текст читатели понимают лучше: печатный или его электронный аналог. Именно аналог — в обзор не попали работы, в которых текст на электронном носителе имел несопоставимые с печатным вариантом дополнения (например, гиперссылки или веб-навигацию).
Авторы обзора использовали метод метаанализа, то есть заново рассчитали результаты по опубликованным данным и объединили их в общем формате. И в большинстве случаев более эффективным оказалось чтение печатного текста.
В 56 экспериментах те, кто читал текст на бумаге, лучше справились с заданиями на понимание. Противоположных примеров — когда более точные ответы дали читатели электронных текстов — нашлось только 18. Впрочем, в некоторых случаях отличия между группами читателей были невелики.
Вскоре вышло ещё два метаанализа по теме примерно с теми же выводами:
Какие условия влияют на результат чтения
Получается, в среднем люди больше понимают и запоминают из отпечатанного на бумаге текста. Но «в среднем» — слишком общая оценка. В каждый из трёх обзоров попали исследования и с явным преимуществом бумаги, и такие, где разница была в пользу гаджетов. Откуда столько противоречий? Об этом пишет ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина Мария Лебедева:
«Разницу в результатах могут определять такие факторы, как разные выборки, разные устройства, используемые в ходе экспериментов, разные условия чтения, разные способы измерения качества понимания прочитанного и прочее».
Пабло Дельгадо с соавторами назвали несколько условий, которые снижают результативность чтения с экрана:
Что насчёт возраста и чтения с экрана
Также испанские и израильские исследователи сделали неожиданный вывод: с 2000-го по 2017-й год преимущества печатного формата чтения стали только заметнее. Не похоже, чтобы новые поколения, выросшие в эпоху гаджетов, — «цифровые аборигены», как их называют, — лучше воспринимали текст с экрана.
Для детей формат не главное
Но по поводу детского чтения есть и другие выводы.
Согласно обзору 2017 года от авторов из Мэрилендского университета, дети в возрасте 5–6 лет одинаково хорошо понимают печатный и электронный формат — для коротких текстов, с которыми они сталкиваются, это не имеет значения.
В более свежем и подробном обзоре (здесь анализировались 30 работ с общим числом участников более 1800, в основном детьми 4–5 лет) это подтвердилось. В среднем формат не оказал никакого влияния на эффективность чтения. В тех экспериментах, где использовались цифровые книги с интерактивными вставками — словарями, чтением вслух, кликабельными изображениями в тему, — небольшое преимущество оказалось в пользу чтения с экрана.
В другой половине экспериментов, где электронные книги были не такими интересными, — в пользу бумаги. А вот запоминать новые слова оказалось эффективнее по электронной книге. Впрочем, пока цифровые усовершенствования не перевешивают живую поддержку взрослого: читать с ребёнком вслух печатную книгу всё равно полезнее.
Подростки читают быстро и неглубоко
Для детей постарше работают те же принципы, что для взрослых — как мы видели по результатам обзоров, исследования на школьниках и на студентах приходят к схожим выводам.
В 2020 году группа исследователей Института Пушкина провела онлайн-опрос российских учеников 5–11 классов об их читательском поведении. В том числе школьники оценивали, насколько хорошо они читают с экрана и на бумаге. Всего опросник заполнили 568 подростков (средний возраст — 14 лет) из 54 регионов России, в основном девочки. И их субъективные оценки неожиданно для исследователей совпали с результатами научных экспериментов.
Так, большинство подростков отметили, что они читают с экрана быстрее, но устают и теряют интерес тоже быстрее, а также менее сосредоточены и хуже запоминают прочитанное по сравнению с печатными книгами. Для сравнения, об этом же говорят результаты исследования 2017 года, в котором участвовали больше 2800 немецких школьников с первого по шестой классы. Те дети, кому достался электронный текст, читали быстро, но поверхностно, и точность их решений была ниже.
Студенты любят бумагу
Бумажные книги не только эффективнее для чтения, но и больше любимы студентами. Удивительно, но факт: до сих пор большинство студентов вузов в мире предпочитают печатный вариант учебных материалов. Такой результат дало международное исследование форматов академического чтения (Academic Reading Format International Study, AFRIS).
В 2014–2017 годах в онлайн-опросе участвовали более 21 тысячи студентов в 33 странах мира (России среди них не было):
В разных странах доли меняются, но тренд на предпочтение печатного формата сохраняется повсюду. Заметно, что он распространён среди младших студентов, а среди магистрантов и аспирантов больше любителей электронного формата. Пол, судя по опросу, с предпочтениями никак не связан.
Участники этого опроса могли объяснить свой выбор в комментариях. Вот какие ответы оказались самыми популярными:
Преимущества печатных материалов | Преимущества электронных материалов |
---|---|
Лучше подходят для обучения | Небольшой вес гаджетов по сравнению с печатными книгами |
Возможность выделять и подчёркивать важные моменты в тексте | Возможность поиска по ключевым словам и перехода по ссылкам |
Более высокая вовлечённость в чтение | Доступность в любое время |
Лучшие результаты обучения по сравнению с электронным форматом | Низкая цена |
Также сторонники печатного формата считали цифровые материалы более вредными для зрения.
Что касается участников постарше, то сравнений эффективности традиционного и цифрового чтения у людей среднего и пожилого возраста пока мало. В большинстве случаев взрослые участники исследований — студенты того же университета, где работают экспериментаторы. По существующим данным Пабло Дельгадо и его соавторы не нашли отличий в эффективности цифрового чтения для взрослых людей разного возраста.
Так что теперь, распечатывать каждый учебный текст?
И всё же Мария Лебедева и другие авторы большого русскоязычного обзора исследований чтения с экрана и на бумаге обнаружили: вывод не в пользу «цифры» — менее чем в половине из 119 изученных ими исследований. Чтение с экрана, считают они, тоже может быть эффективным. Но нужно специально разрабатывать учебный контент для онлайн-среды:
«Бумажный текст, будь то книга, учебник или отдельный материал, в точности перенесённый на экран, неэффективен — он теряет все преимущества печатного формата и не использует сильные стороны цифрового формата».
При этом крупные обзоры, которые пришли к выводу о «неполноценности» чтения с экрана, учитывали только эксперименты, где печатный текст сравнивался со своим электронным аналогом — то есть статичным текстом без каких-либо интерактивных функций. Логично сравнивать сопоставимые вещи, но в то же время из поля зрения исследователей оказались исключены более современные форматы.
Если рассмотреть их отдельно, как это сделала Вирджиния Клинтон с коллегами в этом году, получается, что дополнительные функции электронного контента — возможность обращаться к онлайн-словарям, дополнительные вопросы на понимание, инструменты обсуждения материала — повышают результативность чтения.
Читать с экрана нужно умеючи
Нереалистичную идею полностью отказаться от электронного образовательного контента не предлагает никто из учёных. Но все исследователи подчёркивают: нельзя ждать, пока «цифровые аборигены» научатся читать цифровые тексты так же вдумчиво, как предыдущие поколения читали печатные книги. Над этим нужно работать прицельно.
Почему, объяснила в своём обзоре Вирджиния Клинтон. Похоже, люди обычно переоценивают свою способность точно понимать текст с экрана. Возможно, это дело привычки: мы так часто взаимодействуем с гаджетами, что переносим привычку скроллить и на важные тексты тоже, не даём себе труда вчитаться. В пользу этого говорят отличия в результатах заданий разного уровня сложности на понимание текста.
Например, в эксперименте 2019 года в Мэрилендском университете студенты одинаково хорошо улавливали общий смысл текста и на бумаге, и с экрана. Но когда требовалось выделить ключевые идеи, то есть продемонстрировать более глубокое погружение, лучше справлялись те, кто читал печатный вариант.
Несколько практик, которые помогут выработать навык внимательного чтения и взрослым, и школьникам, привела в одной из недавних работ Мария Лебедева:
Российские исследователи уже ставят перед собой задачи научить новые поколения эффективным читательским стратегиям. Для этого коллектив исследователей из Института Пушкина во главе с Марией Лебедевой продолжает опрашивать российских школьников об их навыках цифрового чтения. Кроме того, выработка рекомендаций для эффективного чтения с экрана для школ, учителей и самих подростков — одна из целей проекта Психологического института Российской академии образования «Чтение в цифровом мире».
Обложка: Martin Péchy / Pexels / Colowgee для Skillbox Media