эссе на тему национализм это плохо

zhestkij disk emkost i skorost Рейтинг Топ 10

Национализм — это не любовь к своей нации, а ненависть к другим (И.Н. Шевелев)

В своем высказывании автор говорит о том, что национализм в первую очередь — это скорее проявление враждебности по отношению к другим народам, чем проявление любви к своему. Именно чувство превосходства собственной нации над остальными, мысль об её исключительности являются причинами проявления ксенофобии и этнических конфликтов. Я согласен с высказыванием Шевелева.

Существует два вида национализма:

Какой бы вид национализма не преобладал, ключевым понятием в нем будет ничем не подкрепленное чувство превосходства над другими. Нетерпимость, жестокость и враждебность к остальным народам будут оправдываться собственной исключительностью. Большинство этнических конфликтов и случаи этнического шовинизма как раз проистекают от этого чувства. Националисты относятся к представителям других наций с подозрением и ненавистью, каждый их недостойный поступок преувеличивается, в то же время преуменьшаются свои собственные, если не игнорируются полностью. Апофеозом этих явлений может стать шовинизм – политическая идеология, внушающая ненависть к другим народам, ставящая собственные интересы выше интересов других.

Конфликт в Нагорном Карабахе – закавказском регионе и непризнанной республике – имеет глубокие исторические корни. Армяне и азербайджанцы, участвующие в нем, имеют различное происхождение своих народов, в историческом плане прошли разный путь становления, исповедуют разные религии – христианство и ислам, что только отдаляет два этих народа друг от друга. Хотя официально конфликт происходит между двумя государствами, в действительности происходит противостояние между двумя народами, каждый из которых имеет свое собственное мнение о причинах этого конфликта. Здесь невозможно говорить о справедливом разрешении конфликта, ведь стороны трактуют любое событие с националистических позиций.

lazy placeholder

Рабство чернокожего населения Африки на протяжении большей части истории Европы и Америки считалось оправданным, так как представители негроидной расы считались умственно недоразвитыми, ленивыми и агрессивными. Отношение к таким народам тоже можно считать проявлением национализма. Даже после отмены рабства взаимоотношения между белым и черным населением оставляли желать лучшего. Наиболее известна расовая сегрегация в Соединенных Штатах Америки, где афроамериканцы считались людьми второго сорта, они не могли претендовать на высокооплачиваемую работу, проживали в специальных обособленных городских районах – гетто, заведомо считались преступниками и асоциальным слоем населения.

Национализм есть чувство превосходства над другими, которое ведет сперва к настороженному и подозрительному отношению к другим народам, а затем и к ненависти, что может привести к межнациональным конфликтам. К этому понятию также можно отнести и расизм.

Источник

Все мы знаем слово «национализм». Толковый словарь определяет национализм как идеологию и политику, исходящую из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, а также проявление психологии национального превосходства.

История дает множество примеров национализма. Так, национализмом можно считать политику Древнего Рима, направленную на подавление «варварских» народов, навязывание им имперской идеологии. Римские культурные, духовные и политические ценности провозглашались высшими, важнейшими, а те, кто не признавал их, считались людьми второго сорта, против которых велись беспощадные войны. Не бралось во внимание то, что варварские народы создали собственную самобытную культуру, во многом гораздо более интересную, чем римская. В позднеримскую эпоху ситуация изменилась, и представители неримских народов и народностей стали играть в империи заметную роль. Римская империя рухнула, и на ее обломках появились новые государства, население которых было столь разным по этническому составу, что имперский национализм растворился.

В чем же заключалась сущность германского нацизма? Идеологи Третьего рейха провозгласили немецкую нацию высшей ценностью, ради блага которой можно было идти на все. Причудливая фантазия нацистов наделила некоторые народы поистине демоническими чертами. Евреи и цыгане оказались людьми, стоящими вне закона и подлежащими немедленному уничтожению, славян было решено оставить в живых, но лишь как дешевую рабочую силу. Сильное раздражение Гитлера вызывали также негры и мулаты.

Немцы «заболели» нацизмом. Это была настоящая эпидемия. Вместо того чтобы заниматься действительно важными для народа делами, «фюреры» разных рангов разыскивали среди граждан страны «неблагонадежных», многие из которых были виновны лишь в том, что среди их предков оказывались не только чистокровные немцы.

Национализм погубил Германию. Логическим следствием идеологии Третьего рейха стало завоевание «жизненного пространства», которое обернулось изнурительной войной на Востоке. Однако Гитлер просчитался: объединенные силы союзников разгромили войска Третьего рейха и их союзников в Европе, Африке, Азии, на Тихом Океане. Так немцы излечились от национализма.

Народы бывшего Советского Союза (особенно белорусы, украинцы, русские) в полной мере пережили ужас нацистского вторжения. Тем более поразительным кажется то, что националистические идеи прорастают и на этой почве. Отдельные политики и целые организации провозглашают идеи национальной исключительности. Они умело путают среднего гражданина, выдавая национализм за патриотизм.

На мой взгляд, сегодня опасность зарождения нацизма в нашей стране невелика, но то, что эта бесчеловечная политическая доктрина до сих пор существует, а число ее сторонников не убывает, наводит на невеселые размышления. Неужели человечество не в состоянии усвоить уроки недавнего прошлого? Неужели призыв Юлиуса Фучика «Люди, будьте бдительны!» прозвучал зря?

Источник

Проблема национализма и его опасность для России

Национально-этнические проблемы являются крайне острыми вопросами в современном мире, вследствие чего исследования парадокса национализма в политической науке получает особенную актуальность.

Оценивая данный парадокс с этического аспекта, многие учёные выделяют его историческую значимость в процессе становления и дальнейшего развития государств и этносов. Зафиксировано, что на протяжении последних двух столетий национализм оказал существенное влияние на процессы укрепления позиций во Франции, объединения – в Германии, восстановления суверенитета – в Польше, Греции и Финляндии. Тот же путь прошли и современные страны СНГ. Именно национализм уничтожил такие величайшие империи, как Британская, Османская и Российская. Данный феномен стал плодородной почвой для создания диктаторских укладов в Германии, Италии и Испании, а вкупе с расизмом и фашизмом нанес несоизмеримый ущерб различным народам.

Читайте также:  хорошие книги для открытия бизнеса

Определению сущности национализма посвящено множество исследований, однако вся его подноготная до сих пор не изучена. Национальные замыслы невольно порождают политические акции и организации, которые и представляют собой национализм. В самом общем виде национализм можно понимать в качестве политического движения, направленного на протекцию интересов национальной общности в международном масштабе и в процессе взаимодействия с государственной властью. Национализм может быть идеологией как квинтэссенцией государствообразующей нации, так и этнического меньшинства. Многие национальные движения сконцентрированы на использовании политических орудий для усиления объединения граждан одной народности и защиты их интересов как внутри страны, так и на международном уровне.

Национализм часто становится политикой и идеологией, использующей национальные чувства для достижения своих целей. Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, – и наоборот.

На протяжении истории человечества национализм нанёс огромный ущерб многим народам мира, когда был совмещён с расизмом, фашизмом или нацизмом. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовно наказуемым деяниям.

Считается, что нельзя рассматривать национализм как абсолютное зло или абсолютное добро. Определение национализма и его сути лежит в плоскости истории, политики и философии. Негативные или позитивные аспекты национализма определяются его формой и степенью проявления тех или иных признаков.

В современном представлении национализма мы видим, что в одних определениях понятие «национализм» имеет нейтральную или скорее даже положительную коннотацию (преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости). В то же время в общественном сознании национализм устойчиво ассоциируется с «экстремизмом», «расизмом», «фашизмом», «антисемитизмом» и прочими малоприятными вещами.

Причины этого положения таковы: негативное отношение к национализму досталось россиянам в наследство от коммунистической эпохи; негативизм постоянно подогревается деструктивной деятельностью разнообразных экстремистских «патриотических» и «националистических» групп; Россия в своём историческом развитии так и не смогла достичь состояния «русского национального государства».

Национализм в политической сфере наиболее результативен тогда, когда страна нуждается в культурном и социально-политическом единстве всего населения или отдельных групп. История показывает, что данное явление используется с целью утвердить не только факт наличия нации и ее отдельных интересов, но и превосходство этой нации и ее потребностей над остальными. Высшая оценка национальных приоритетов часто сливается с идеями независимости, что в итоге ведет к необходимости обретения части государственного суверенитета и его политической фиксации. Формируется представление нации об автономии в рамках государства, а также потребность в создании чего-то собственного.

Целью национализма может быть повышение эффективности деятельности государства, реформирование, подъем уровня жизни. Достаточно популярной целью национальных движений является обретение национальными группами «культурной автономии», дающей гарантию гражданам определенной национальности особые возможности выражения единства, расширение прав на особые формы политического представительства.

В чем особенность национализма?

Часть ученых предполагает, что данный феномен есть идеология и политика, которые используют в своих целях национальные чувства. Национализм может проявляться как в виде патриотизма, так и в виде агрессивного противостояния другой нации, т.е. ее дискриминации. Это напрямую зависит от содержания политической идеологии государства.

Особенность данного феномена в том, что он всегда воспринимался исследователями неоднозначно. Представители марксистского движения в политологии выделяли именно положительные черты национализма угнетенных народов колониальных стран. Параллельно буржуазный национализм воспринимался как нечто отрицательное.

В России современный национализм также воспринимается неоднозначно: одна сторона осуждает его деструктивную идеологию, другая поддерживает, причем в самой агрессивной форме (например, скинхеды). На рубеже XX-XXI веков в российском обществе проблемы национализма приобрели особую актуальность и остроту.

Чем национализм опасен для России?

Необходимо помнить, что Россия – многонациональное государство, на территории которого проживает свыше 130 народов, поэтому национальные проблемы проявлялись с определенным постоянством. В начале 1990-х годов национальные конфликты в России обострились. Причинами данной ситуации стали снижение уровня жизни большинства граждан, усиление миграции, конфронтация между различными нациями и культурами, война в Чеченской республике и терроризм.

Какова социально-психологическая основа проявления националистических настроений? Несомненно, одним из его наиболее массовых носителей является люмпенизированная страта общества. Карл Маркс видел в люмпен-пролетариате «накипь всех классов» – социальный слой, который не имеет устойчивой социальной позиции. Националистические идеи притягивают люмпенов, так как дают им возможность осознать свое превосходство над «другими» лишь благодаря принадлежности к определенной национальной группе. Нет нужды трудиться и прикладывать силы, дабы чувствовать себя выше киргиза, грузина или узбека только потому, что ты русский. Или воспринимать себя выше украинца, только потому что ты еврей, армянин и т.д. Национализм разделяет нации.

d3e6e0a4ac3d74925cdd988b76d51b2b

В советский период, если посмотреть с одного ракурса, активно пропагандировалась идея «дружбы народов», а с другого ракурса – сохранялась почва для замаскированного накала межэтнических взаимоотношений. Соответственно, формально все гармонировало с официальной идеологией – интернационализмом, но как только в начале перестройки ослаб контроль, национальные вопросы стали резко усугубляться. В период застоя в национальном аспекте наблюдался дуализм, расхождение между реальными процессами и их идеологическим «облачением». От общества многое скрывалось – реальные настроения, напряженность и конфликты, поэтому непредвзятое изучение национальных отношений было под запретом.

Читайте также:  хороший лор в костроме

В Советском Союзе официально национальный вопрос считался разрешенным, однако после распада СССР обострились противоречия, и национализм вырос во всех бывших республиках. В процессе обретения суверенитета вновь возникшие государства нуждались в идеологическом подтверждении легитимности своей власти, наиболее приемлемой оказалась идеология национализма. Россия из могучей сверхдержавы превратилась в экономически неконкурентное государство. Новейшая российская история подверглась ревизии, пересмотру, а деятельность нескольких поколений советских граждан была перечеркнута. В постсоветский период 25 миллионов русских людей оказались в сопредельных государствах, уже чужих для них. Их начали притеснять, изгонять и подвергать дискриминации по национальному признаку. Народ претерпел серьезное национальное унижение. Является ли данная ситуация почвой для возрождения национализма?

На данный момент в мире наблюдаются процессы интернационализации, вызываемые развитием мирового рынка, науки, техническим прогрессом и информатизацией общества. Данные процессы неотвратимы, и препятствовать им безрезультатно. Однако они порождают в обществе противоречия, так как происходит столкновение традиций национальных культур, которые, в свою очередь, сглаживают национальные различия и создают новые условия национального подъема.

Современный национализм старается сдерживать процессы интеграции и интернационализации, но это безрезультатный путь, националистические установки не способствуют поиску рациональных способов разрешения возникающих трудностей. Мировой опыт подтверждает, что представители разных этносов могут жить в согласии, если одна нация не возвышается над другими, если беспрепятственно развиваются язык и культура. Важно и то, как друг к другу относятся сами народы: что преобладает в их чувствах и сознании – толерантность, дружелюбие или вражда и неприязнь к другой нации. Негатив в отношениях вспыхивает моментально, а искореняется десятилетиями, поэтому особую роль играет последовательная национальная политика, ориентированная на мирное решение проблем и противоречий, на предотвращение национальных столкновений.

Подводя итог, национализм обычно зарождается при невысоком уровне жизни и глубоком социальном расслоении общества. Идеология национализма, попадая в разные страты, способствует возникновению молодежных движений и политических акций националистического характера. Необходима взвешенная идея национального возрождения России, выражающаяся в заботе обо всех ее народах на основе принципов демократии и гуманизма, патриотизма и взаимного уважения. Только при таких условиях национализм России не грозит.

Напоследок приведу интересные суждения о проблеме национализма участников дискуссии в РХГА (Русская христианская гуманитарная академия, особенностью образовательной концепции которой является признание истории и основ христианства важнейшим компонентом гуманитарного образования, позиционирующая себя как светское учебное заведение без каких-либо ограничений (национальных, вероисповедальных) для студентов и преподавателей):

-«На повестке дня стоит «национальная революция».

-«Культурный человек по необходимости обязан быть националистом, ибо «мировая культура» есть только совокупность национальных исторических культур».

-«Наш главный национальный недостаток – отсутствие чувства самоуважения и сознания собственного достоинства».

-«Национализм – естественная реакция на интернационализм».

-«Будущее за национализмом. Уже не призрак коммунизма бродит по Европе, а призрак национализма».

-«Национализм наступает. Национализм есть реакция на глобализацию, это ответный процесс».

-«Национализм является и опасностью, и препятствием на пути распространения глобализма».

-«Гений всегда национален, а посредственность всегда интернациональна».

-«Отчего идёт иррациональность национального самосознания? – Так космическое бытие проявляет себя в национальном существовании».

-«Национализм – это национальный эгоизм».

-«Национальная проблема это проблема развития».

-«Космополитизм атрофировал живое чувство родины, и является препятствием к нашему земному причастию».

-«Мы должны развивать собственную национальную неповторимость. Если сохраним её, то станем примером и для других».

-«Национализм – это исторический оптимизм, это соль жизни, без которой жизнь пресна и убога».

-«В чём сущностное отличие национализма от нацизма?» – «Нацизм – это превосходство одной нации над другой. У национализма этого нет».

-«Русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».

-«Нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

-«Особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».

-«Духовность не имеет национальности. Национальность это культура и менталитет».

-«Определять нацию через государственность это не правильно. Нация первична по отношению к государству».

-«За национализмом будущее. А вот каким он будет, зависит от нас!»

Источник

Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой (Илья Шевелёв)

В этом высказывании профессор Шевелёв рассуждает о сущности национализма. По мнению автора, основой идеологии национализма становятся не позитивные качества – патриотизм и любовь к своему народу, а негативные – враждебность и нетерпимость к представителям других наций.

Я полностью согласен с данным утверждением Ильи Николаевича. Действительно, национализм базируется на разжигании межнациональной розни; культивировании в людях чувства превосходства над представителями других народов.

lazy placeholder

Обратимся к теоретическому смыслу данного изречения. Нацией называется высший тип этнической общности, для которого свойственны единство территории, экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти. Национализм является одним из радикальных проявлений межнациональных отношений. Под этим термином понимаются идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является высшая ценность нации, её первичности и объединяющего начала. Интересы нации эта идеология ставит превыше всего – любых других экономических, политических, социальных интересов. С понятием «национализм» тесно связано другое явление общественно-политической жизни – шовинизм. Это идеология, которая обосновывает исключительность той или иной нации, противопоставляет её интересы другим нациям и народам. И национализм, и шовинизм, используя средства пропаганды, внедряют в сознание людей чувства недоверия и неприязни к другим народам; разжигают вражду между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Национализм и шовинизм опасны тем, что они, сплачивая представителей одной нации, поощряют дискриминацию или полномасштабный геноцид других народов. Дискриминация – это ущемление прав представителей определённых народов или социальных групп. Геноцид – это целенаправленное уничтожение отдельных групп населения по их расовым, национальным или религиозным признакам, либо преднамеренное создание для них невыносимых жизненных условий, рассчитанных на их физическое уничтожение.

Читайте также:  чем намазаться чтобы хорошо загореть

Лучший исторический пример, подтверждающий правильность утверждения Шевелёва – это гитлеровская Германия, Третий Рейх. В годы правления Адольфа Гитлера официальная идеология объявила немцев высшей расой, которая вправе порабощать более слабые народы, забирать их земли, а людей использовать в качестве рабочего скота. Эта крайняя, нетерпимая к другим нациям идеология привела ко Второй мировой войне, в которой были уничтожены десятки миллионов людей.

lazy placeholder

Современным проявлением национализма, в основе которого лежит ненависть к представителям другого народа, можно назвать вооружённое противостояние армян и азербайджанцев. Оно уже много лет продолжается в Нагорном Карабахе. Армяне и азербайджанцы имеют различное историческое происхождение, исповедуют разные религии – христианство и ислам. Несмотря на то, что официально война в Нагорном Карабахе является конфликтом между государствами, в реальности это именно межнациональный конфликт, каждая из сторон которого имеет своё собственное мнение о его причинах. И на справедливое разрешение конфликта уже много лет надеяться не приходится.

В заключение хотелось бы отметить, что высказывание Шевелёва является правильным и справедливым. Действительно, национализм основан на идеологии национального превосходства, которая ведёт людей на опасную дорогу конфликтов с представителями других народов.

Источник

Проблема национализма

сочинение по тексту ЕГЭ

Вступление

Любовь к родине имеет несколько лиц, проявляясь в самых различных формах и действиях. Порой она возвышает человека, делая его исключительно преданным и законопослушным, делая его настоящим защитником, который в любой момент придет на помощь, сбережет от напастей, не только сохранит, но и преумножит.

Но порой любовь к родной земле, к родному народу приобретает извращенные выражения, выделяя какую-то нацию и принижая другие народности, унижая людей другой национальности. Любовь приобретает черты агрессии.

Проблема

Проблему национализма можно разглядеть в тексте З.Л. Соколовой, поднимающей тематику любви к родине и ее особенностей, присущих как творческим личностям, так и простым обывателям.

Комментарий

Автор вспоминает слова Михаила Лермонтова: «Люблю отчизну я, но странною любовью…», — пытается ответить на вопрос, что же странного было в его любви, есть ли особые правила, как следует любить родину?

Несмотря на то, что русская земля пропитана кровью, любовь к ней включает в себя и плохое, и хорошее. Не принимает поэт «гордого покоя», основанного чьей-то сильной властью. Больше нравится Лермонтову дух свободы и воли. К тому же, любовь – понятие алогическое, и любит поэт сам не знает за что. Но от этого его любовь становится еще искреннее, потому что, если знаешь, за что любишь, — это уже лукавство.

Привлекают М.Ю. Лермонтова проселочные дороги с печальными, ничем не примечательными деревеньками. Его чувство выражается во внимании к мелочам, в восхищении «четой берез», которая заведомо проигрывает значимости великой державы.

З.Л. Соколова вспоминает, что М.Е. Салтыков-Щедрин замечал весьма интересный факт: часто путают любовь к родине и любовь именно к отечеству. Но «странная любовь» поэта четко разграничивает эти понятия, напротив, все дальше отводя их друг от друга, так как его отечество не приемлет государственной великодержавности.

Его любовь не навязывает своих правил, не гордится собой, она искренна, не требует никакой выгоды для себя. Чувство Лермонтова особо, индивидуально и крайне интимно – это вызывает особое доверие.

Авторская позиция

Автор восхищается патриотизмом Лермонтова, считая его поучительным. Чем больше в любви к родной земле свободы и меньше официальности и государственности, тем она живее и плодотворнее. Формула «Кто не с нами, тот против нас» — совершенно неприемлема.

З.Л. Соколова утверждает, что любовь и независимость нисколько не противоречат любви, а агрессивность порой может погасить гордыню. Что выбрать простому человеку – его право, но выбор должен основываться на велении сердца и внимании к голосу разума.

Своя позиция

Позиция автора полностью совпадает с моей. Я считаю, что агрессии и насилию нет места в таких понятиях как любовь к родине или патриотизм. Государственность и официоз вовсе не означают искренности чувств, часто они просто-напросто затмевают собой эгоизм и извращенную идеологию националистов.

Аргумент 1

А.И. Солженицын в романе «В круге первом» представляет главных героев, талантливых, образованных ученых, они страстно любят свою страну. Все они борются за благополучие родины, за ее свободу, жертвуют покоем ради идеи. Их чувства к родине толкают их в ГУЛАГ, они восстают против тоталитарного режима. В своих героях Солженицын выразил и свою особую форму любви к отечеству.

Аргумент 2

В трудах писателя-публициста, академика Д.С. Лихачева мы встречаем определение патриотизма. В «Письмах о добром и прекрасном» он утверждает, что это глубокое, положительное чувство, овеянное ореолом прекрасного. Оно не имеет ни одной сходной черты с национализмом, так как патриотизм созидает, а национализм лишь разрушает и не дает ничего взамен. Только патриотизм соединяет людей всех культур и наций, делает их братьями по крови.

Заключение

Любовь к родине, свободная и независимая, возвышающая личность, желающая развития и совершенствования своей страны, а, следовательно, всего мира – это есть истинный патриотизм. Все остальное, что несет в себе разрушение, — ложно.

Источник

Рейтинг товаров
Adblock
detector