плохой хороший человек высоцкий

geometric 1732847 1920 Рейтинг Топ 10

«Плохой хороший человек»

По повести А. П. Чехова «Дуэль» в 1973 году был снят кинофильм «Плохой хороший человек». В фильме снялся Владимир Семенович Высоцкий, имевший уже на тот момент невероятную популярность. О его участии в съемках и крымском периоде в создании фильма вспоминают участники событий.

Воспоминания о съемках фильма в Крыму

Марк Цибульский, известный своими книгами о Владимире Высоцком, собрал и записал воспоминания о евпаторийском этапе съемок.

%D0%A5%D0%B5%D0%B9%D1%84%D0%B8%D1%86 %D0%B8 %D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9Хейфиц и Высоцкий

Евгений Татарский о фильме и Высоцком

В 1972 г. Высоцкий снимался в фильме режиссёра И. Хейфица «Плохой хороший человек» по повести А.Чехова «Дуэль». Съёмки проходили в различных местах, в том числе и в Крыму — в Евпатории и Ялте.

Вероятно, зрителям запомнился эпизод, когда фон Корен, роль которого исполнял Высоцкий, делал зарядку с гантелями на берегу моря. Как вспоминал позднее второй режиссёр фильма Е.Татарский, этот эпизод снимался недалеко от Евпатории, на пляже в Саках. Как и повсюду в стране, в Крыму Высоцкий пользовался необыкновенной популярностью и собирал толпы поклонников.

%D0%9D%D0%B0 %D0%B5%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83На евпаторийском берегу

Тот же Татарский вспоминал, что в последний день съёмок в Евпатории, когда вся киногруппа готовилась уезжать в Симферополь, чтобы оттуда лететь в Гагры, местные рыбачки (а съемки проходили у евпаторийского рыбзавода) принесли Высоцкому три ящика копчёной кефали и сложили их у ног Высоцкого: «Это вам!» — робко сказали девушки. Высоцкий смутился: «Да что вы?! Да куда мне столько?! — и съемочной группе: — Ладно, ребята, забирайте, я тоже попробую». В течение последующих полутора месяцев вся труппа ела рыбу и никак не могла с ней справиться!

Вспоминает осветитель С. Жолудев

Съемки проходили в кривых улочках старого города, уставленных мазанками. Гуляя по ним в свободное от съемок время, мы постоянно слышали от местных жителей, что в Евпаторию вот-вот приедет «сам Высоцкий», и что весь город жаждет увидеть его.

И действительно, первый приезд Владимира Семеновича на съемки собрал невероятное количество народа, в первую очередь молодежи. В тот день снимался проход фон Корена вдоль улицы, когда он свистом подзывал к себе собак и со словами: «Пошли ужинать!» нагибался приласкать одну из дворняг. Для съемки использовали бродячих собак, по счастью, имевшихся в Евпатории во множестве.

%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0 %D0%B2 %D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9 %D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BD%D1%8F%D0%BB%D1%81%D1%8F %D1%81 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8 1Евпаторийская сцена, в которой Высоцкий снялся с собаками

Их гнали за Высоцким вдоль улочки то в одну, то в другую сторону, снимая дубль за дублем. Загонщики сбивались с ног, собаки метались с оглушительным лаем, не в силах уловить смысл происходящего…

Некоторые сцены снимались за городом, например, в декорации «Духан на пляже», построенной невдалеке от памятника Евпаторийскому десанту, которому Высоцкий вскоре посвятил песню. А в те дни он снимался в эпизоде с гантелями на берегу моря.

И вот как-то раз от причала, расположенного у памятника, отошел небольшой прогулочный теплоход. Уходя от берега, он немного «забирал» в нашу сторону. Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого — это на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию. Наша группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его, а затем и теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю. Для съемок других сцен мы переместились на Кавказ. %D0%A0%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80 %D0%B8 %D0%B5%D0%B3%D0%BE %D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0Режиссер и его команда

Думается, крымским любителям творчества Высоцкого будет небезынтересно узнать, что во время съёмок в Евпатории Высоцкий написал ныне знаменитую песню «Чёрные бушлаты».

Е. Татарский о народной любви к Высоцкому

Это было в Ялте, на досъемках «Плохого хорошего человека». Жили мы в гостинице «Ореанда», часто ходили в подвальчик — там был бар. Он пил сок, а я что-нибудь еще сверх того. Вечерами гуляли по набережной, больше ничего. И как-то ночью, в полвторого, вдруг стук в дверь:

— Женька, сейчас в Ялту придет теплоход «Крым», его капитан Тютюма — мой приятель. Пойдем, навестим его.

— Володь, ты с ума сошел! Времени-то два часа ночи. Неудобно.

— Удобно. Он будет рад, пойдем.

Приходим — там два шага. Теплоход только-только отшвартовался, буквально на наших глазах спускают трап. Наверху стоит дневальный. Володя ему кричит:

— Попросите, пожалуйста, капитана!

— А кто его спрашивает? — недоверчиво посмотрел на нас матрос.

— Скажите, что Высоцкий.

%D0%A1%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D0%BA%D0%B8 %D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0 %D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B9 %D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B9 %D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA. %D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D0%B8 %D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D0%B0 %D0%BF%D0%BB%D1%8F%D0%B6%D0%B5 %D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8Съемки фильма Плохой хороший человек. Папанов и Даль на пляже Евпатории

И ровно через три минуты, может быть, через четыре, теплоход начал освещаться, на палубе появились люди, которые по идее должны были бы спать — все-таки ночь! Я, конечно, преувеличиваю, но мне показалось, что теплоход чуть-чуть накренился в нашу сторону, столько было свесившихся людей на палубах. Мне это даже как-то дико показалось.

И в два часа ночи начались невероятные ужины, которые продолжались до шести утра. Еще раз повторяю — Володя не пил ни глотка: он прихлебывал боржоми, а мы с Тютюмой, поддерживая беседу, позволяли себе…

Источник

Высоцкий в Крыму: как снимали фильм «Плохой хороший человек»

Почти все участники съемочной группы с симпатией относились к Высоцкому, а для Хейфица и Даля встречи в Крыму послужили началом будущей дружбы, дальнейшего общения и встреч с ним.

45 лет назад на полуостров прибыла съемочная группа режиссера Иосифа Хейфица для работы над фильмом с участием Владимира Высоцкого и Олега Даля

ad1491fcdfec02b7d7438e6ccbc1db3e

Этот фильм появился на свет и по большей части создавался в Крыму благодаря одному человеку – кинорежиссеру и кинодраматургу Иосифу Ефимовичу Хейфицу (1905-1995). Его работы отмечены как Сталинской премией (1941, 1946), так и премиями Международных фестивалей в Канне (1955, 1960), в Карловых Варах (1956, 1980) и многих других. Созданные им фильмы, среди которых «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958) и другие, до сих пор часто появляются на экранах телевизоров, составляя Золотой фонд советского кино.

Чеховское притяжение

В 1960-е годы, обратившись к чеховским произведениям, он снимает такие известные фильмы как «Дама с собачкой» (1960, призы МКФ в Каннах и Лондоне), «В городе С.» (1966, приз МКФ в Риме). Первый из них неизбежно должен был сниматься в Ялте, второй в основном создавался в Симферополе, один эпизод был снят в Евпатории. Поэтому неудивительно, что и третий чеховский фильм по повести «Дуэль» Хейфиц тоже задумал снимать в Крыму. Как и во многих других своих режиссерских фильмах, он был и автором сценария.

95fd30fbea0566abeb1448fb9bfce710

При работе над сценариями и фильмами И. Хейфиц записывал свои мысли по этому поводу, и так образовалась рукопись книги «Страницы из кинотетрадей», к сожалению, до сих пор неизданной. В журнале «Сеанс» опубликованы лишь фрагменты, где есть и мысли режиссера по поводу этого «чеховского» фильма: «Уверен, что прокатчики на афишах прибавят букву «И» – «Плохой и хороший», – как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «И».

Читайте также:  что хуже пиво или энергетик

С другой стороны по мере изучения произведения Чехова и осознания концепции фильма, Хейфиц отмечает: «Неверно было бы для экранизации особо выделить одного и превратить сценарий в монодраму. Это чеховской драматургии не свойственно. Если этим пренебречь, то можно рассказать историю про двух антагонистов – Лаевского и фон Корена. Но фон Корен, как характер, не движется и особой судьбы у него нет. Пусть предстанут перед судом времени трое: фон Корен, Лаевский и Надежда Федоровна, любовница Лаевского».

В те годы советское кинопроизводство отличалось от зарубежного: не было продюсеров, ассистентов по кастингу (подбору актеров) и т.п. Все эти вопросы тоже решал режиссер. Писатель Василий Аксенов, назвав Хейфица «тонким интерпретатором чеховской темы», восхищался актерским ансамблем, который он собрал вокруг Олега Даля: «Какая сверкающая компания вновь окружает его в этом фильме: Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Владимир Высоцкий, Анатолий Азо, совсем молодой Георгий Корольчук, великолепно сыгравший дьякона…».

9f4a413d0401eef73696b7a03224762e

Режиссер и его команда

По утверждению Евгения Татарского (он был тогда помощником Хейфица, а впоследствии стал известным режиссером), идея снимать вместе Высоцкого и Даля исходила от него. Кроме того, по просьбе Высоцкого, он предлагал пригласить в фильм Марину Влади, но Хейфицу эта идея «не показалась». А Марине очень нравился сценарий, Чехов и она «жутко хотела сняться в картине». Но вместе с Высоцким ни в одном советском фильме ей участвовать так и не пришлось.

Высоцкий и Даль уже в то время были на «плохом счету» у киноначальства, и Хейфиц потратил много усилий, чтобы их допустили к съемкам. Ради Высоцкого ему даже пришлось корректировать сценарий, «подправляя Чехова»: «У Чехова фон Корен широкоплеч, смуглолиц, фигура его производит впечатление мощи, и весь он – воплощение высокомерия и холодности. А что, если этот «прежде всего деспот, а потом уж зоолог» именно таков: ниже среднего роста, щуплый? И несмотря на это, а скорее именно благодаря этому, он «король и орел, держит всех жителей в ежах и гнет их своим авторитетом». Решившись, прямо говорю об этом Володе. И обретаю союзника.

– В самом деле, – вспоминает он, – есть много примеров тому, что тираны и деспоты – часто люди маленького роста, и свой недостаток пытаются возместить жаждой власти и превосходства».

572104d447ddbb9dd5a8a53cf8a1826c

Высоцкий в Евпатории

О съемках фильма в Евпатории уже опубликовано немало, в том числе и автором этой статьи в книге «Владимир Высоцкий: крымские страницы» (2012, 2016). Тем не менее, появляются новые свидетельства и версии, о которых речь далее. Съемки начались 45 лет назад, в последних числах августа 1972 года. В городе жители и курортная публика наблюдали за процессом, видели Максакову, Даля, Папанова, но вот Высоцкого только «ждали». Никаких достоверных воспоминаний от евпаторийцев о приезде поэта и актера до сего времени не появилось.

Судя по фильму, Высоцкий приезжал в Евпаторию 2-3 раза, и всего лишь один-два эпизода свидетельствует о его съемках в «старом городе». В одном из них фон Корен-Высоцкий возвращается к себе домой и его встречают окрестные собаки. По идее Хейфица, это было необходимо, чтобы образ фон Корена приобрел широту, не состоял из одних негативных черт: «Володя за эту идею ухватился – ведь это очень хорошо! «Я знаю, что люди, которые любят собак, сами очень добрые!» Я говорю: «Давайте такую штуку: у вас нет собаки, но вас любят все собаки этого маленького городка. И поэтому в какой-нибудь момент давайте снимем такой кусок: вы возвращаетесь домой, подходите к своей калиточке, и вдруг из всех подворотен, из ворот, откуда только не возьмись, бегут всякие псы! С такими хвостами всякими, дворняги и ластятся к вам, потому что вы их, видимо, каждый день подкармливаете». Он был дико счастлив. И мы такой кусок сняли. Примерно двадцать собак было найдено, их всех, значит, приручили, потом спрятали в подворотнях. Когда фон Корен возвращался домой, мы их выпустили: они с диким восторгом к нему бросились. Он сказал: «Теперь мне хотя бы легче! Это даёт зрителю понять, что все-таки в душе у меня есть что-то хорошее и человеческое, проявляющееся в любви к животным!».

f2825876c26cd2e57c91633a6296499e

Эти воспоминания Хейфица воспроизведены по фонограмме его выступления в 1981 г. в ленинградском ДК им. Кирова и обнародованы высоцковедом В. Яковлевым (Донецк), а затем М. Цыбульским (США). При этом уважаемые публикаторы не заметили казуса, приключившегося с маститым режиссером, которому в то время было уже 76 лет. В своем выступлении он перепутал Евпаторию с Феодосией: «Наконец мы уехали в экспедицию в Феодосию, где снимали один из кусков фильма, где фон Корен на берегу моря делает зарядку. И мы с Володей Высоцким вышли репетировать в Феодосии на берег моря. Место съёмки было намечено примерно в двухстах метрах от знаменитого монумента феодосийского морского десанта. Там есть памятник героическим морякам. В этой группе, очень эффектной, примерно восемь или девять фигур, отлитых из бронзы. И к этой группе часто подходит небольшой пароходик с туристами. И лектор рассказывает о том, что произошло на этом месте, когда высадился десант, и рассказывает о памятнике. Высоцкий был почти без грима в роли фон Корена, только небольшие усики, больше ничего, собственно, на нем не было».

f3c1a1c69782c5570fd84303dfa81bef

Памятник Евпаторийскому десанту под Евпаторией. В 1972 г. здесь бывал В. Высоцкий.

Казус здесь и в том, что в Феодосии есть памятник десанту в феодосийский порт 29 декабря 1941 г., который был успешным и временно освободил город от оккупантов. Но он расположен в самом городе на набережной напротив железнодорожного вокзала, и никак не соответствует местам съемки, описываемым Хейфицем: «И вот только съемочная группа расположилась в ожидании начала работы, как подошел этот маленький пароходик, остановился, значит, в двухстах метрах, и лектор стал что-то такое тихо говорить про матросский десант. И тут я обратил внимание, что все слушатели обращены не к лектору, а к съемочной площадке. Ну, это понятно, все любят киносъемки наблюдать. И я решил, что просто люди заинтересовались обстановкой съёмки. Минут через десять подошёл на съемочную площадку один из членов экипажа этого маленького пароходика, их там, по-моему, было три человека всего, попросил разрешения обратиться к Высоцкому и сказал: «Товарищ Высоцкий! Не хотите ли свежего пива?» Володя сказал, что он сейчас на работе, ни о каком пиве речи не может быть, спасибо, мы, вот, работаем здесь. Моряк ушел. Минут через десять опять идет. Опять попросил разрешения, опять подошел и говорит: «Товарищ Высоцкий! Не хотите ли яблочко? В буфете у нас – прекрасные яблочки!»

597e4c21cbe3dfb686c1aeba9586604a

Фон Корен (Высоцкий) на евпаторийском берегу

Казус с Феодосией

В этом рассказе все достаточно достоверно, кроме того, что описанные события происходили не в Феодосии, а в Евпатории вблизи памятника Евпаторийскому десанту 5 января 1942 г. В отличие от феодосийского, десант был неудачным и закончился трагической гибелью почти всех его участников. Об этих съемках в Евпатории опубликованы воспоминания осветителя С. Жолудева и того же Е. Татарского.

Читайте также:  что лучше завязь или борная кислота для помидор

dd996c4149b39a3e47648aafa256d3a9

Самойленко (Папанов) и Лаевский (Даль) в сцене на пляже Евпатории

Из рассказа Хейфица также следует, что поглощенный своими делами и творчеством, он даже не знал, что Высоцкий написал там же одну из лучших своих песен-баллад «Черные бушлаты» и уже осенью исполнял ее на своих концертах, сообщая при этом подробности: «Песня эта посвящена евпаторийскому десанту, который погиб при высадке в Евпаторию – из-за непогоды не могли подойти корабли… Вот. Там стоит памятник под Евпаторией, я недавно вернулся со съемок, я снимаюсь сейчас в картине, которая называется «Дуэль», и места съемок там, Евпатория, Гагры, Ялта – хорошо в общем… Ну вот, и там под Евпаторией стоит памятник, очень … очень хороший памятник, и там даже есть такая традиция, что все после… после бракосочетаний сразу едут в машинах с цветами к этому памятнику. Около него всегда живые цветы и какая-то традиция, всегда туда приезжают люди». Как видим, о Феодосии Высоцкий даже не упоминает, и скорее всего, там он не снимался.

Остальные подробности Хейфица достоверны: около памятника, находившегося далеко за чертой города, был небольшой причал, а вдоль евпаторийского побережья курсировало 10-15 прогулочных теплоходов, с полной загрузкой отдыхающими. Экскурсии к памятнику пользовались популярностью, а рассказ о десанте вели не лекторы, а экскурсоводы.

У С. Жолудева об эпизоде с гантелями сохранилась своя версия: «Некоторые сцены снимались за городом, например, в декорации «Духан на пляже», построенной невдалеке от памятника Евпаторийскому десанту, которому Высоцкий вскоре посвятил песню.

06bbab145522115fe5be5f04ab7a0274

Фон Корен (Высоцкий) в сцене с собаками на улице в Евпатории

А в те дни он снимался в эпизоде с гантелями на берегу моря. И вот как-то раз от причала, расположенного у памятника отошел небольшой прогулочный теплоход. Уходя от берега, он немного «забирал» в нашу сторону. Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого – это на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию. Наша группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его, а затем и теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю».

Удивительно, что «казус с Хейфицем и Феодосией» оказался заразительным. В публикации М. Цыбульского «На съемках «Плохого хорошего человека», оказались исключены все упоминания о Евпатории и Ялте, и у неискушенного читателя может сложиться впечатление, что основные съемки велись в Феодосии. Сообщение об этом было отправлено, и Марк обещал исправить ошибку.

f05f57eeb1db463737523001f7feabd3

Дом Мюридова на окраине Ялты

Что касается Ялты, то сохранились записи Хейфица «Режиссерская разработка эпизода «Проход Надежды Федоровны и пристава Кириллина в дом свиданий». Удивительно, что съемочная группа обнаружила там и тогда подходящую натуру: «Удачно нашли на окраине Ялты старый татарский дом с открытой галереей и лестницей. Это и будет «дом свиданий» Мюридова. Здесь важны прозаизмы, снижение, уничтожение экзотики. Грязный, ветхий дом. Внизу, на галерее, все хозяйство Мюридова: кухня, мангал, куры, старая утварь, играют дети, жарится что-то на сковороде. Напоминает коммуналку. Это публичный дом, но самого низкого разряда, в масштабе «семейного предприятия».

cf6dcdcd9eedeba426b152faf910b538

Сцена в Ялте. Прощание с фон Кореном

Надежду Федоровну играла Людмила Максакова, одна из ведущих актрис театра Вахтангова, ныне известная как мать скандальной оперной певицы Марии Максаковой-Игенбергс, бежавшей из России на Украину с очередным мужем. С Высоцким Л. Максакова была знакома со студенческих лет, по ее словам даже подарила ему гитару, «и он на ней играл всю жизнь». О съемках в Ялте мало что известно, но несколько кадров фильма снято в Ялте на берегу моря, в фильме хорошо виден мыс Ай-Тодор. Но воспоминаний о приездах Высоцкого в 1972 году в Ялту никто не опубликовал.

Ревность к народному признанию

Почти все участники съемочной группы с симпатией относились к Высоцкому, а для Хейфица и Даля встречи в Крыму послужили началом будущей дружбы, дальнейшего общения и встреч с ним. Непростое отношение к актеру и поэту было у Анатолия Папанова. Они были знакомы с 1968 года по спектаклю Театра Сатиры «Последний парад», где Папанов играл одну из главных ролей, и первое время даже исполнял в нем песни Высоцкого, в частности «Утреннюю гимнастику». Но потом песни Высоцкого стали звучать в спектакле под авторскую фонограмму. Вместе они снимались в фильме «Служили два товарища» (1968). Позже Высоцкий был автором песен фильма «Одиножды один» (1974), где главную роль играл Папанов. По некоторым сведениям, озвучивать Волка в мультфильме «Ну, погоди!» (1969) вначале его авторы предложили Высоцкому, но «сверху» не дали согласия, и его заменил Анатолий Папанов.

d39099e8feac89257dfc6a7bc7082d26

А. Папанов и О. Даль в сцене на евпаторийском берегу

Высоцкий с большим уважением относился к Папанову как к актеру и человеку. Но по воспоминаниям Е. Татарского народный артист РСФСР (1966) и СССР (1973) ревниво относился к народному признанию и популярности поэта и актера без званий: «Не любил Анатолий Дмитриевич Высоцкого, зависть какая-то актерская была. Сидит однажды он, уху варит, и своим сценическим баском мне говорит: «Жень, а вот ты скажи мне, почему вы гитариста снимаете, а меня нет?» Я даже сначала не понял, кого он имеет в виду. А речь шла, оказывается, о Высоцком. «Как вам не стыдно, Анатолий Дмитриевич, так говорить?! – удивился я. – Вы постоянно заняты в театре, мы, входя в ваше положение, все сценарии под вас подстраиваем!» – «Не, ну все равно гитариста снимают больше!», – продолжал басить Папанов».

Это было явно несправедливо. К этому времени А. Папанов снялся почти в пятидесяти фильмах, был очень популярным и признанным властью актером. Фильмография Высоцкого насчитывала тогда 20 фильмов, а после 1969 года до 1972-го его не снимали вообще. Видимо, на Папанова повлиял случай в Евпатории, когда в последний момент по окончании съемок работники местного рыбозавода подарили Высоцкому три ящика копченой кефали. Вот и стало фронтовику, заслуженному человеку, с большим трудом, пробившимся в первые ряды советских актеров, обидно, что не ему, а «какому-то гитаристу» простые люди выразили свою симпатию и предпочтение.

В то время подобным образом к Высоцкому относился не только Папанов, его не могли оценить по-настоящему многие друзья и близкие знакомые, и даже родной отец. Как сказал Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье…». Время все расставило по своим местам.

Источник

«Плохой хороший человек»: Почему Олега Даля называли младшим братом Владимира Высоцкого

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Bad good man 1

Bad good man 2

Bad good man 3

Для режиссера Иосифа Хейфица это была не первая экранизация произведений Чехова – до этого он уже снял «Даму с собачкой» и «В городе С.». В основу сценария его третьего фильма легла повесть «Дуэль». Своей главной задачей режиссер считал сделать чеховских героев понятными и близкими современным зрителям: « Возможно, я и отошел кое в чем от автора, но фильм получился современным, а не академическим. Есть мир Чехова, живой сегодня, и мир, принадлежащий только литературоведению. Меня интересует первый ». Наверное, именно эта цель и продиктовала Хейфицу выбор актеров на главные роли: в образах героев-антагонистов он видел только Олега Даля и Владимира Высоцкого.

Читайте также:  хороший недорогой профессиональный фотоаппарат

Bad good man 4

Bad good man 5

Хейфицу очень хотелось, чтобы оба его героя выглядели неоднозначно, поэтому он и выбрал для своего фильма такое название: « Уверен, что прокатчики на афишах прибавят букву «И» – «Плохой и хороший», – как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «И ». Для воплощения этого замысла Олег Даль идеально подходил на роль Лаевского. Хейфиц говорил: « Это история современного, часто встречающегося человека, с его разбросанностью, распущенностью, с его цинизмом и в то же время с теми хорошими задатками, которые существуют в нем… Надо сказать, что Олег Даль был счастливой находкой. Когда пришла в голову его фамилия, то передо мной сразу возник образ этого нервного, чрезвычайно самолюбивого, ранимого молодого актера ».

Bad good man 7

Bad good man 6

А вот по поводу Высоцкого режиссер сомневался – до этого он знал его только по песням и при первой встрече был поражен тем, насколько его внешность не соответствовала голосу: он ожидал увидеть широкоплечего мужчину богатырского телосложения, каким и должен был быть его герой в фильме, а перед ним предстал невысокий щуплый человек, который даже рядом с худощавым Далем выглядел маленьким. Но от своего намерения снимать Высоцкого Хейфиц все же не отказался – ему показалось, что образ фон Корена от этого только выиграет: « Есть много примеров тому, что тираны и деспоты – часто люди маленького роста, и свой недостаток пытаются возместить жаждой власти и превосходства ».

Bad good man 8

Bad good man 9

Это был первый и единственный фильм, где Даль и Высоцкий снимались вместе. До этого они были, скорее, соперниками, чем партнерами. Высоцкий хотел сыграть певца Крестовского в фильме «Земля Санникова», для которого он написал несколько песен, его утвердили, но перед самым началом съемок директор «Мосфильма» отклонил его кандидатуру, и в результате эта роль досталась Олегу Далю. На этот раз Высоцкий тоже очень сомневался в том, что его участие в фильме одобрит руководство. Хейфиц вспоминал: « Володя, отозвав меня в сторону, сказал: «Все равно меня на эту роль не утвердят. И ни на какую не утвердят. Ваша проба – не первая, а ни одной не утвердили, все – мимо. Наверное, «есть мнение» не допускать меня до экрана… Разве только космонавты напишут кому следует. Я у них выступал, а они спросили, почему я не снимаюсь. Ну, и обещали заступиться». Видимо, письмо космонавтов дошло. Володю утвердили на роль, и мы отправились в Феодосию на съемки ».

Bad good man 11

Тому, что Хейфиц выбрал Высоцкого и Даля, удивлялись все, ведь оба они были «на плохом счету» у руководства. Жена Олега Даля Елизавета рассказывала: « Хейфиц – человек осторожный вообще… вдруг такой фортель выкинул: взял Даля – человека, которому запрещено на «Ленфильме» сниматься, и Высоцкого, который вообще везде был запрещенный! И вдруг Хейфиц берет этих двух – полный нонсенс! Олег встретил в подпитии тогдашнего директора «Ленфильма» Киселёва, подошёл к нему и. шлёпнул по шляпе. Отныне ему на «Ленфильме» было запрещено сниматься… Далю даже пробы запретили. Хейфиц поехал к Киселёву на дачу. Долго его уговаривал. Киселёв слушал, слушал, а потом сказал: «Знаете, или я, или Даль». На что Хейфиц ответил: «Ну… Даль… тогда». И на этом все кончается, потому что Иосиф Ефимович был тогда «шишкой» – секретарем правления Ленинградского отделения СК СССР. Так что он настоял на своем ».

Bad good man 10

Bad good man 12

Хотя в жизни Даль и Высоцкий не были друзьями и общались только на съемках, в их судьбах было много общего: они были почти ровесниками – Высоцкий был на 3 года старше, оба родились 25-го числа, только Даль в мае, а Высоцкий – в январе. Их творческие судьбы складывались одинаково сложно – многие их замыслы оставались незавершенными, а фильмы с их участием часто по несколько лет лежали на полке. Режиссеры одновременно и мечтали, и опасались с ними работать – оба были сильно зависимы от своих вредных привычек, и съемки могли оказаться под угрозой срыва. Оба не пользовались уважением и доверием у киноначальства, но в народе были бесконечно обожаемы и популярны. Оба работали на износ, на пределе возможностей, до полного выгорания. Наконец, оба ушли преждевременно, друг за другом: 25 июля 1980 г. не стало Высоцкого, а меньше чем через год, 3 марта 1981 г. ушел из жизни Даль. О причинах их преждевременного ухода емко и кратко сказал режиссер В. Мотыль: « В ее основе горечь, залитая горькой ».

Bad good man 13

Bad good man 14

Многие, кто знал и Высоцкого, и Даля, обращали внимание на то, что между ними существовала особенная духовная связь. Автор книги о Высоцком В. Бакин писал: « Олег и Владимир не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь между ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Их объединяли талант, способность выразить себя, несмотря на непонимание коллег, конфликты с режиссерами, запреты и окрики высокого начальства. Им и не везло как-то параллельно: одному – с кино, другому – с театром. Одному просто не давали сниматься, другого замалчивали, при каждой возможности наказывали. И, конечно же, обоим – никаких знаков официального признания. Для обоих двадцать лет жизни в искусстве были актом самосожжения, но ни одного, ни другого не удостоили звания «заслуженного», хотя другие рядом и вокруг становились «народными» и лауреатами. Незадолго до смерти на концерте ведущий оговорился, назвав Даля «народным артистом». И Даль его тут же поправил: «Я не народный, я – инородный ».

Bad good man 15

Режиссер Евгений Татарский рассказывал: « В жизни они относились друг к другу нежно и трогательно, можно сказать, дружили. Была между ними какая-то труднообъяснимая ментальная связь, недаром Олег пережил Высоцкого всего на полгода. Да он все время твердил: «Я следующий, я следующий! ».

Bad good man 16

Bad good man 17

Олега Даля не случайно не раз называли духовным братом Владимира Высоцкого, вед актер и сам так считал, за 2 месяца до своего ухода написав стихотворение с посвящением «В. Высоцкому. Брату»:
Сейчас я вспоминаю…
Мы прощались… Навсегда.
Разорванность следа…
Начало мая…
Спотыкаюсь…
Слова, слова, слова.
Сорока бьет хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей,
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей,
Покой-покой…
И одиночество, и злоба,
И плачу я во сне и просыпаюсь…
Обида – серебристый месяц.
Клейменность – горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь.
Держа в руках разорванное сердце…

Bad good man 18

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Рейтинг товаров
Adblock
detector