практика лучший критерий истины

office 820390 1920 Рейтинг Топ 10

Практика – критерий истины

Цитата из работы «Вера и наука» русского революционера Богданова Александра Александровича (1873 – 1928). Работа «Вера и наука» была опубликована в книге: А.Богданов. Падение великого фетишизма (Современный кризис идеологии). М., 1910, с. 144 – 223.

Богданов анализирует работу «Материализм и эмпириокритицизм» [ 1 ] (1908 г.) русского политика Ленина Владимира Ильича (1870 – 1924) и ссылается на мысль немецкого экономиста Карла Маркса (1818 – 1883), гл. XV:

«Когда Маркс говорит, что критерий истины есть практика, то он выражает этим, прежде всего, именно точку зрения относительности истины. С изменением содержания практики людей изменяется и их истина. То, что было истиною в пределах практики более узкой, перестает быть ею в практике более широкой, А для В.Ильина «критерий практики», это нечто вроде такого экзамена, после которого истине выдается окончательный аттестат: выдержала несколько веков, была безвредна — отлично, истина признается «объективной», вечной и т.д.; не выдержала — заблуждение, и тоже объективное, вечное и пр.»

Примечания

↑ 1) «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии» — главная работа В. И. Ленина по философии. Написана во второй половине 1908 года. Напечатана в 1909 году отдельной книгой в издательстве «Звено» под псевдонимом Вл. Ильин. Поэтому А.А. Богданов пошет «о книге В.Ильина «Материализм и эмпириокритицизм»» (а не о книге Ленина В.И.)

Источник

Нам со школьной скамьи сначала исподволь – на конкретных бытовых примерах, а потом и в виде научной философской формулы внушают мысль о том, что «Критерием Истины является Практика». Это попросту говоря означает следующее.
Для того, чтобы выявить истинность или ложность своей задумки, лучший способ – воплотить её в материал и посмотреть на результат. Если результат соответствует предположениям теории, значит и замысел (мысленная конструкция) был удачным, правильным и, может быть, даже близким к истине.
Что же касается проверки Качества самого ЗАМЫСЛА – степени его ПРАВильности, то в наше время это определяется предельно просто: насколько ЗАМЫСЕЛ (вопрос, проблема, идея, принцип, теория…) соответствует ОБЩЕПРИНЯТОМУ в науке пониманию – общепризнанному научно-академческому МНЕНИЮ (между тем ещё Платон писал о том, что Мнение и Истина – понятия несовместимые).
Вот конкретный пример. Поскольку Мировоззренческому фундаменту современной науки противоречит идея Вечного двигателя, то проекты и предложения на эту тему даже не принимаются всерьёз к рассмотрению и обсуждению. Зачем же зря терять драгоценное время, которое сейчас принято считать не в часах, а в деньгах?
В философском смысле это означает следующее. Поскольку идея Вечного двигателя противоречит научному Мировоззрению, а значит не осуществима, следовательно Вечный двигатель в природе не только не существует, но и в принципе не может существовать.
Если же обратиться к основной философской категории Материалистического Мировоззрения – МАТЕРИИ и исследовать её свойства в понятийном аппарате самого же Материализма, то при рассмотрении с позиции Жизни (а не научных догм) выявляется парадокс внутреннего противоречия философских основ Материализма и его научно-теоретических умозаключений.
Судите сами. Что такое Материя? В учебниках Материалистического ВЕРОУЧЕНИЯ сказано, что Материя – это всеобщая субстанция, единая и единственная основа всего существующего в Мире. Материя несотворима и неуничтожима, вечна и бесконечна (то есть обладает абсолютными свойствами и поэтому является фактически Абсолютом для материалистов, которые между тем его – Абсолют отрицают как реальность). Неотъемлемый атрибут Материи – движение. Раз Материя вечно движется, значит она содержит в себе вечный источник движения, то есть Вечный двигатель.
Отсюда следует общий и очевидный вывод: МАТЕРИЯ в понятийной системе самого Материализма – это ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Значит Вечный двигатель существует и его создание и функционирование является для Природы задачей разрешимой, а понимание реальности и осуществимости идеи Вечного двигателя и её воплощения – это проблема работы сознания самих мыслителей-материалистов, проблема неполноценной работы их ума, а вовсе не свидетельство неспособности Природы и её Создателя в решении этой простой для Божественного уровня задачи.
А дальше следует ещё один потрясающий вывод: поскольку материя – всеобщая субстанция, из неё состоит всё существующее в Мире, в том числе и все мы. Значит каждый из нас в качестве сложно организованной материи – тоже Вечный двигатель.
Вернёмся вновь к Мировоззренческому утверждению современной материалистической науки о том, что критерием Истины является Практика. Для выяснения, так ли это, необходимо вспомнить о полярной противоположности понятию Истина. Известно, что ИСТИНЕ противостоит ЛОЖЬ. А что является критерием ЛЖИ?
Интересно и очень показательно, что найти ответ на этот вопрос в философской энциклопедии невозможно. Там этого понятия и соответствующей статьи нет, как будто Ложь – это не философская категория и словно бы её вообще на свете не существует.
Танцуя от того же утверждения, что «Критерий Истины – Практика», получаем: если результат практического осуществления какого-либо замысла (мысленной конструкции) оказался неудачным, неработоспособным, а главное нежизненным, значит задумка была неверная, неправильная, в негативном пределе – ложная.
Следовательно, Критерием ЛЖИ является та же практика!
Выходит, что отличить Истину от Лжи без практической проверки невозможно? Значит на уровне мысли критериев для этого нет?
Если же разобраться поглубже, то получится, что Практика – это вовсе не общий и ЕДИНЫЙ критерий Истины и Лжи, делающий их неразличимыми и неосознаваемыми на уровне Мысли.
Практика – это лишь конечный овеществлённый результат воплощения какого-либо – любого (истинного и ложного, умного и безумного…) замысла (проекта, плана, идеи…).
Это значит, что на уровне мысли должны быть соответствующие критерии, позволяющие изначально определять и различать безумные проекты от умных, жизнеутверждающие идеи от смертоносных. И такие критерии конечно же есть.
Где они находятся? В чём состоят? Какая наука и система знаний этим занимается? Ясно, что этим занимается философия, а обозначенные вопросы являются мировоззренческими вопросами.
Между тем обыденное материализованное сознание людей, веками формируемое властителями наших дум и рассадниками нужных (для господствующих идеологий) мыслей, говорит нам на каждом шагу прямо противоположное: «Зачем копаться в абстрактных, оторванных от повседневности вопросах – что первично, что вторично, в чём смысл бытия. Мы живём на этой земле, у нас есть практические дела и конкретные проблемы, вот давайте и будем ими заниматься! Главное – здравый смысл!» Этот мировоззренческий осиновый кол вбит в нашу голову так прочно, что вынуть его оттуда и вдохнуть жизнь в наше извращённое сознание и однобоко-искажённое мышление – задача сверхтрудная.

Читайте также:  топ самых богатых людей челябинска

Источник

Рейтинг товаров
Adblock
detector