я а коменский мудро заметил что лучше всего обучает деятельность в процессе которой

code 1839406 1920 Рейтинг Топ 10

Принципы обучения Коменского

Вы будете перенаправлены на Автор24

Учение Я. А. Коменского

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский рассмотрел и проанализировал вопрос об общих принципах обучения (дидактические принципы). Выделенные Коменским принципы обучения представляют собой общеметодические положения, на которые должен опираться каждый педагог при организации и реализации педагогического процесса.

На сегодняшний день в педагогике принято различать дидактические (общие) и методические (частные) методы обучения.

Я. А. Коменский в своих трудах не просто выделил принципы обучения и указал необходимость ориентироваться на них в педагогическом процессе, но и подробно раскрыл сущность каждого из выделенных принципов.

Еще одной величайшей заслугой Я. А. Коменского является разработка классно-урочной системы обучения. Им было дано обоснование урока, как оптимальной и важной единицы обучения детей в школе.

До разработки Я. А. Коменского в истории школы и педагогики применялись различные формы организации воспитательно-образовательного процесса.

Урок, как форма организации, имеет короткую историю существования, в сравнении со школой и процессом обучения в целом. Ранее, до разработки Коменского, применялась индивидуальная работа учителя с ребенком. Это было связано с тем, что в школе того времени не было определенной системы по принятию детей в школу, то есть ребенок мог прийти на обучение в любое время года. В связи с чем, обучение происходило индивидуально, дети не только занимались с педагогом, но и получали от него индивидуальные занятия. Индивидуальное обучение было принято практически во всех странах почти до 18 века. С разработкой и внедрением классно-урочной системы, процесс обучения был систематизирован и упорядочен.

Готовые работы на аналогичную тему

Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает, что ребенок в процессе обучения должен осознавать для чего он получает знания, быть мотивирован на процесс обучения. Ребенок не должен пассивно принимать информацию, которую ему передает учитель, путем «зубрежки» и механического заучивания (запоминания) учебного материала, он должен быть активным участником учебного процесса.

Я. А. Коменский считал, что главное в успешном обучении является понимание ребенком сущности и явлений предметов, их осознание. Для этого ребенок должен получать не только теоретические знания, но и их практическое подкрепление. Педагог должен не просто «вбивать» в голову знания, а раскрывать их значение, вовлекая ребенка в педагогический процесс.

Согласно Я.А. Коменскому, сознательное получение знаний неразрывно связано с активностью учащегося, с его творческим началом. Воспитание в ребенке активности и самостоятельности он считал одной из самых важных задач педагогики.

Принцип наглядности. Данный принцип предполагает использование различного рода наглядностей, которые оказывают влияние на чувственное восприятие ребенка и способствуют лучшему усвоению знаний.

Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом успешного обучения. Это связано с тем, что наглядности используются в педагогическом процессе еще с тех времен, когда не существовало школ. Новые знания детям передавали путем наблюдения за явлениями и предметами в естественной среде. Для лучшего понимания наглядности представляли совместно со словесным сопровождением.

На сегодняшний день в качестве наглядных средств используются различные плакаты, макеты, чертежи, иллюстрации и т.д. Помимо этого возможно использование естественных методов наглядности, то есть наблюдение за предметами и явлениями в их обычной среде обитания (экскурсии, походы и т.п.).

Таким образом, Я. А. Коменский считал наглядность не просто принципом обучения, который помогает лучшему усвоению учебного материала, но и средством, значительно облегчающим процесс обучения, как педагогу, так и ребенку.

Принцип постепенности и систематичности знания. Данный принцип, выделенный Я. А. Коменским, предполагает, что процесс обучения должен осуществляться постепенно от «простого» к «сложному». То есть каждый предыдущий этап, должен быть предпосылкой (фундаментом) для следующего. Весь процесс представляет собой упорядоченную систему, запланированную педагогом заранее (на учебный год, полугодие, четверть), с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Последовательность и систематичность предполагают подачу учебного материала таким образом, чтобы прослеживалась логика обучения, наблюдалась связь между новым учебным материалом и изученным ранее.

Я. А. Коменский вкладывал следующее содержание в данный принцип:

Правила реализации принципа последовательности и систематичности, согласно Я.А. Коменскому:

Я. А. Коменский и упражнение, и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Источник

Педагогическая теория Я.А.Коменского

Ян Амос Коменский – создатель первой в мире целостной теории воспитания и обучения – родился в 1592 году в Южной Моравии (на территории современной Чехии). Годы его жизни пришлись преимущественно на XVII век – на переходную эпоху, сочетавшую черты средневековья и нового времени, когда совершались великие научные открытия, и в то же время еще горели костры инквизиции [3].

Противоречия, характерные для переходной эпохи, побуждали мыслителей того времени искать пути оптимизации жизнедеятельности общества того времени в различных ее аспектах. Ян Амос Коменский направил свои усилия в сторону преобразования существовавшей тогда системы воспитания и обучения детей, поскольку корень зла, существующего в обществе, он рассматривал как результат ошибок в воспитании. «Юношество, – писал он, – растет без должного ухода, наподобие леса, которого никто не насаждает, никто не оро­шает, не обрезывает, не выпрямляет. Поэто­му дикие и неукротимые нравы и обычаи владеют миром и всеми городами и селениями, всеми домами и всеми людьми, у которых в теле и душе – везде величайшее множество неурядиц» [1, с.258].

«В человеческом роде, – продолжал Коменский, – нельзя противо­действовать злу удачнее, как противодействовать ему в раннем возрасте человека … если мы желаем, чтобы были хорошо благо­устроены и процветали церкви, государства и хозяйства, прежде всего упорядочим школы и дадим им расцвести, чтобы они стали истинными и живыми мастерскими людей и рассадниками для церквей, государств и хозяйств. Так – достигнем мы нашей цели, по-иному – никогда» [1, с.259].

Осмыслив и обобщив накопленный к тому времени опыт воспитания и образования подрастаю­щих поколений в семье и школе, Коменский впервые в истории разработал целостную педагогическую теорию и практическую модель новой организации школ. Кроме того, Коменский попытался создать школы нового типа, составил ряд учебников, которые еще при его жизни получили распространение по всему миру. В том числе он создал первый в истории человечества учебник, в котором ил­люстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала («Мир чувственных вещей в картинках») [3].

Главной целью воспитания и обучения Коменский считал развитие и совершенствование человека на пользу самому себе и другим людям. По мнению Коменского, в процессе воспитания и обучения необходимо одновременно развивать у ребенка интеллект, нравственность (добродетель) и религиозность.

Читайте также:  христианские песни как мне хорошо с тобой

В основе педагогической системы Коменского лежала критика существующего в то время порядка обучения и воспитания детей. Он считал, что современные ему учителя «совершенно не знали, как надо учить, и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меня­ли метод не без тягостной потери времени и трудов» [1, с.244]. Главную свою цель он видел в создании такого метода, «при котором … в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, ра­достей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, по­рядка, мира и спокойствия. … чтобы можно было довести их (учеников) до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [1, с.243-245].

Основные концепции своей педагогической теории Коменский изложил в своем главном произведении, которое носит длинное и исчерпывающее название «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общи­нам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всяко­го, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким об­разом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО, где для всего, что предлагается, ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей; ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам; на­конец, указывается ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике» [1, с.242].

Основные положения педагогической теории Коменского, изложенные в «Великой дидактике», сводятся к следующему.

«Сделав наблюдение над про­цессами, которые то там, то здесь совершает природа, будем со­ветовать поступать подобным же образом» [1, с.318] – продолжал Коменский. Он описал различные общие закономерности, характерные для мира живых существ, и на основе этих закономерностей вывел правила воспитания и обучения детей во всех его аспектах, начиная от необходимости правильно распределять время труда и покоя и заканчивая конкретными способами преподавания учебного материала, чтобы учить и учиться легко, точно и быстро. Так, например, исходя из того, что «природа переходит от более легкого к более трудному» [1, с.344], Коменский предлагал развивать у детей вначале внешние чувства, затем память, затем понимание и затем суждение. Исходя из того, что «природа никогда не делает ничего бесполезного» [1, с.352], он считал, что в школах «нужно преподавать только то, что при­носит самую основательную пользу как в настоящей, так и в буду­щей жизни» [1, с.352].

По мнению Коменского, обучение должно быть основано на реальном наблюдении за вещами, а не на словесном толковании о них. В тех случаях, когда реальное ознакомление с предметом невозможно, он предлагал использовать различные наглядные средства. Вместе с тем основой прочного образования он считал изучение причинно-следственных и других взаимосвязей между явлениями, развитие способности детей мыслить самостоятельно.

Кроме того, Коменский разработал конкретные методы изучения наук, искусств, языков, нравственности и религии. При этом главным он считал воспитание нравственности, под которой он понимал совокупность таких качеств, как мудрость, умеренность, мужество (благородное прямодушие и выносливость в труде), справедливость и стремление заботиться о других, а не только о себе.

Большое значение Коменский придавал школьной дисциплине. «Но из этого не следует, – писал он, – что школа должна оглашаться криками, ударами, побоями; в ней должны господствовать бод­рость и внимание как у учащих, так и у учащихся. … Если … мы не владеем способами искусно привлекать умы, то напрасно, конечно, будем в таком случае применять силу. Удары и побои не имеют никакого значения для возбуждения в умах любви к наукам. Несомненно, они вызывают в душе отвра­щение к наукам и враждебное отношение к ним. Поэтому, когда замечается болезненное состояние духа, с отвращением относя­щегося к изучению, его нужно искоренять соответствующей ду­ховной пищей и тотчас прописываемыми мягкими средствами, а не обострять суровыми лекарствами» [1, с.434-435]. По мнению Коменского, школьная дисциплина должна поддерживаться преимущественно живыми примерами учителей, наставлениями и увещеваниями.

В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются пред­метом рассмотрения современной педагогики.

Впервые в истории Коменский предложил поступенчатую систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией от рождения до зрелости, которая наступает, по его мнению, в возрасте 24 лет. По мнению Коменского, «полное образование требует посвятить ему весь период юности человека до 24 лет … эти годы восходящего возраста мы разделим на четыре определенных пери­ода: младенчество, отрочество, юность, зрелость. Каждому возрасту нужно назначить одно шестилетие и соответствующую школу» [1, с.439].

Первой ступенью образования, согласно Коменскому, должна быть так называемая материнская школа – обучение и воспитание в семье под руководством матери в возрасте от рождения до 6 лет. Изложив принципы образования детей в материнской школе, Коменский по праву относится к основателям методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Вторая ступень образования, согласно Коменскому, – школа родного языка для детей в возрасте от 6 до 12 лет, в противовес характерной для той эпохи многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке. Третья ступень – гимназия, или латинская школа для детей от 12 до 18 лет, обнаруживших способности в процессе обучения в школе родного языка. И четвертая ступень образования – академии – высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые дарования.

Коменский считал, что «материнская школа должна быть в каждом доме; школа родного языка – в каждой общине, в каждом селе и в каждом местечке, гимназияв каждом городе; академия – в каждом го­сударстве или даже в каждой более значительной провин­ции» [1, с.440].

Практическим вопросам организации, функционирования и управления шко­лой Коменский посвятил трактат «Законы хорошо организованной школы», который является одним из первых в истории педагогики сводом правил о целях, содержании, методах и организационных фор­мах деятельности школы как социального института по передаче культуры но­вым поколениям. В данном трактате регламентируются отношения между школой, государством, семьей и церковью; взаимоотношения между учениками, учителями и администрацией школы, выделены все главные составляющие педагогического про­цесса, рассмотрены взаимосвязи между ними, четко определены их функции. «Законы хорошо организованной школы» Коменского легли в основу школьных кодексов в XVIII и XIX вв [3].

Трактат включает в себя следующие основные разделы [2]:

Таким образом, Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики, создав первую в мире целостную теорию обучения и воспитания и подробно и всесторонне рассмотрев не только теоретические, но и практические вопросы образования. Несмотря на то, что деятельность Коменского пришлась на XVII век, по мнению специалистов, Коменский опередил свое время по меньшей мере на 200 лет [3], а наибольший интерес к его теории возник только в конце XIX – в XX веке. Многие аспекты теории Яна Амоса Коменского актуальны и в настоящее время.

Читайте также:  хороший офтальмолог в омске

Список литературы

Источник

Принципы обучения по Коменскому и Ушинскому

Screenshot 11

Алина Гильмутдинова

Опытные преподаватели обычно уже на интуитивном уровне руководствуются принципами обучения. Однако для молодых преподавателей и студентов все эти принципы ведения образовательного процесса пока могут показаться сложным искусством. Но мы поможем вам в этом разобраться и дадим рекомендации на другие полезные статьи для начинающих учителей и репетиторов.

Slajd7Принципы обучения

Для начала определим, что такое принципы обучения. Это установленные условия, которые берутся за основу в процессе построения обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Мы рассмотрим 2 наиболее популярные вариации принципов обучения — по Коменскому и по Ушинскому.

Принципы обучения по Коменскому

Чешский педагог Ян Коменский был первым, кто обозначил основополагающие принципы обучения. Сделал он это в своей работе «Великая дидактика».

Принцип сознательности и активности

Этот принцип говорит о том, что обучение учеников должно происходить не пассивно (с помощью зубрёжки), а осознанно, глубоко и основательно (с помощью искреннего интереса учащегося). Ведь где нет сознательности, господствует формализм.

При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает.

Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения подразумевает усвоение знаний путем наблюдения за предметами и явлениями, а также их чувственного восприятия.

Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении.

Принцип постепенности и систематичности знаний

Этот принцип призывает подавать информацию для изучения последовательно — в установленной логической и методической последовательности.

Последовательность необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением.

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Согласно этому принципу, регулярные упражнения и повторения являются показателем полноценности знаний и навыков. Однако Коменский уточнил, что нельзя слепо зубрить учебный материал, не разобравшись в нём. То есть делает выбор в пользу логического, а не механического запоминания.

Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно.

Принципы обучения по Ушинскому

Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.

Принцип доступности

Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения. То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.

Принцип научности

Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.

Принцип воспитывающего обучения

Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.

Принцип наглядности

Это принцип говорит о том, что процесс познания окружающего мира более эффективно проходит с использованием прямых наблюдений и включения органов восприятия. Более того, наглядное обучение повышает внимание учащихся и делает процесс обучения более легким.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.

Принцип народности

Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой.

Источник

Я а коменский мудро заметил что лучше всего обучает деятельность в процессе которой

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

а.) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский также считает основынм свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее ускоренить.

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;
2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;
3) медлительность и прекращение уже начатых работ».

Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет иситинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства».

Читайте также:  что лучше трентал или кавинтон для сосудов

б.) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».
2) «Поэтому школы должны предоствлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галюцинаций. »
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».
4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.»

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимиым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

в.) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в превую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение – «Обучение должно вестись последовательно»

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения».

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического и указывает: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях».

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно».

На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить «встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить втсать другому и сделать то же самое. »

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников»

«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки».

«III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное нстолько, чтобы идти наравне с остальными».

«IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним».

«V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:
1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»
2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя».
3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».

«Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Источник

Рейтинг товаров
Adblock
detector