я хотел бы узнать вас лучше просьба ясна

ostorozhnost ili risk Рейтинг Топ 10

Выражение просьбы

Чтобы проверить, как вы поняли ясное выражение просьб, отметьте номера тех утверждений, в которых собеседник ясно просит предпринять определенные действия.

1. Я хочу, чтобы вы меня поняли.

2. Я хотел бы, чтобы вы высказали свою оценку одной моей работы.

3. Я хотел бы, чтобы ты был более уверен в себе.

4. Я хочу, чтобы ты бросил пить.

5. Я хочу, чтобы ты позволил мне быть собой.

6. Я хотел бы, чтобы вы были честны со мной отно­сительно вчерашней встречи.

7. Я хочу, чтобы ты ехал с дозволенной скоростью.

8. Я хотел бы узнать вас лучше.

9. Я хотел бы, чтобы вы уважали мое право на лич­ное пространство.

10. Я хотел бы, чтобы ты чаще готовила ужин.

Ответы к Упражнению 4

1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слово «поняли» не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы сказали мне, что сейчас услышали от меня».

2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собе­седник.

3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уверен в себе» не дают яс­ного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты про­шел курс терапевтического тренинга, который, я уверен, увеличит твою веру в себя».

4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «бросить пить» не дают ясного определения действия, а скорее сообщают, чего собеседник не должен делать. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты сказал мне, какие твои потребности удовлетворя­ет алкоголизм, и чтобы ты обсудил со мной другие способы удовлетворить эти потребности».

5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «позволил мне быть со­бой» не дают ясного определения действия. Вме­сто этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты пообещал мне, что не расстанешься со мной — даже если я сделаю что-то, что тебе не по­нравится».

6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «быть честным со мной» не дают ясного определения действия. Вместо это­го можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне, что вы чувствуете относительно моих действий и что с вашей точки зрения я мог бы сделать по-другому».

7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собе­седник.

8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что это заявление не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел спросить, не согласитесь ли вы обедать со мной раз в неделю».

9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «уважали мое право на личное пространство» не дают ясного определе­ния действия. Вместо этого можно было бы ска­зать так: «Я хотел бы, чтобы вы стучали в дверь, прежде чем войти в мой кабинет».

10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «чаще» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты сама гото­вила ужин вечером по понедельникам».

Источник

Упражнение 4

Выражение просьбы

Чтобы проверить, как вы поняли ясное выражение просьб, отметьте номера тех утверждений, в которых собеседник ясно просит предпринять определенные действия.

1. Я хочу, чтобы вы меня поняли.

2. Я хотел бы, чтобы вы высказали свою оценку одной моей работы.

3. Я хотел бы, чтобы ты был более уверен в себе.

4. Я хочу, чтобы ты бросил пить.

5. Я хочу, чтобы ты позволил мне быть собой.

6. Я хотел бы, чтобы вы были честны со мной отно­сительно вчерашней встречи.

7. Я хочу, чтобы ты ехал с дозволенной скоростью.

8. Я хотел бы узнать вас лучше.

9. Я хотел бы, чтобы вы уважали мое право на лич­ное пространство.

10. Я хотел бы, чтобы ты чаще готовила ужин.

Ответы к Упражнению 4

1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слово «поняли» не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы сказали мне, что сейчас услышали от меня».

2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собе­седник.

3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уверен в себе» не дают яс­ного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты про­шел курс терапевтического тренинга, который, я уверен, увеличит твою веру в себя».

4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «бросить пить» не дают ясного определения действия, а скорее сообщают, чего собеседник не должен делать. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты сказал мне, какие твои потребности удовлетворя­ет алкоголизм, и чтобы ты обсудил со мной другие способы удовлетворить эти потребности».

5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «позволил мне быть со­бой» не дают ясного определения действия. Вме­сто этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты пообещал мне, что не расстанешься со мной — даже если я сделаю что-то, что тебе не по­нравится».

6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «быть честным со мной» не дают ясного определения действия. Вместо это­го можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне, что вы чувствуете относительно моих действий и что с вашей точки зрения я мог бы сделать по-другому».

7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собе­седник.

8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что это заявление не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел спросить, не согласитесь ли вы обедать со мной раз в неделю».

9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «уважали мое право на личное пространство» не дают ясного определе­ния действия. Вместо этого можно было бы ска­зать так: «Я хотел бы, чтобы вы стучали в дверь, прежде чем войти в мой кабинет».

10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «чаще» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты сама гото­вила ужин вечером по понедельникам».

ГЛАВА СЕДЬМАЯ Прием с эмпатией

Последние четыре главы описывали четыре компо­нента ННО: что мы наблюдаем, чувствуем и в чем нуждаемся, а также — чего мы просим, желая обога­тить нашу жизнь. Теперь мы рассмотрим, как примене­ние этих четырех компонентов поможет нам понять, что наблюдают, чувствуют, в чем нуждаются и чего просят другие. Эта часть процесса общения может быть назва­на «прием с эмпатией».

Дата добавления: 2015-07-16 ; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав

Источник

Как обратиться с просьбой так, чтобы её выполнили?

Конечно, можно полностью свалить вину за происходящее на партнёра, уличить его в глухоте и эгоизме, но когда чувства стихают, при «разборе полётов» становится понятно, что если бы я сама умела лучше формулировать просьбы и произнесла бы их другими словами, меня бы услышали и сделали то, что мне нужно. Эти ситуации встречаются чаще, чем хотелось бы.

Возможно, это потому, что в нашей культуре принято не совсем правильно говорить о наших потребностях («Сам себе не поможешь — никто тебе не поможет!» и «Ты что, до сих пор сам не догадался?») или просто потому, что нас учат непродуктивным стратегиям — спрашивать у других, что нам нужно, или «корректно» приказывать.

Между тем, существуют важные моменты, на которые стоит обратить внимание:

— различия между «просьбой» и «требованием»; — чувство злости при отказе; — «правильные» просительные слова.

Просьба в речевом этикете

lazy placeholder
Одним из самых распространенных речевых действий считается просьба. Главной задачей человека, который обращается к кому-то с просьбой, является стремление быть предельно вежливым и понятным адресату. Обращение с просьбой, направленное в адрес собеседника, должно побуждать его к действию, но в максимально корректной форме. Просьба в речевом этикете

также должна подчеркивать деликатность человека. В противном случае есть риск не достигнуть цели, а лишь вызвать недовольство в глазах оппонента. Выбор нужной формулы (выраженной в форме императивных высказываний, вопросительных конструкций, развернутых высказываний, намеков или косвенных вопросов) зависит от многих факторов, поэтому в определенных ситуациях обращение может нести различную степень вежливости.

К хорошему привыкают быстро

В самом факте посильной помощи твоему начальнику нет ничего необычного или неправильного. В конце концов, мы все люди, и необходимо помогать друг другу.

Тебе же не сложно занести подписанный договор в риэлтерское агентство, тем более что оно расположено рядом с твоим домом?

Плохо в этой ситуации другое – со временем подобные просьбы становятся нормой и могут превратиться в твою «служебную» обязанность.

При этом задачи могут принимать все более личный характер.

Сегодня ты ищешь для шефа телефон нужного магазина или отвозишь после работы документы, а завтра уже соглашаешься присмотреть часок за его детьми или застирать пятно на рубашке. Привыкнув к твоей безотказности, начальник в следующий раз даже не поинтересуется, сложно тебе или нет, а просто «делегирует тебе полномочия» обзвонить всех приглашенных на юбилей жены и сообщить, что праздник перенесен в другой ресторан.

Такое злоупотребление сделает тебя практически обязанной тратить свое рабочее или личное время, чтобы начальник не проявил недовольство.

Согласно различным рекрутерским статистическим данным, подобные просьбы личного характера от начальства получает более половины сотрудников офисов. Из этого процента подавляющее число (около 70%) подчиненных не видят в таком положении вещей ничего плохого и считают, что таким образом зарабатывают себе очки и получают страховку от увольнения и штрафов.

Формулы просьбы в речевом этикете

Как уже говорилось выше, просьба в речевом этикете может быть выражена несколькими формулами, а также отражать степень прямоты/косвенности. В первом случае просящий напрямую обращается к собеседнику («Я хочу, чтобы ты помог мне»), правда, подобные фразы говорят о низком уровне вежливости и не рекомендуются к употреблению. Предпочтительнее выражаться косвенно (использовать непрямую форму). Самыми распространенными способами выражения косвенной просьбы являются вопросительные высказывания, выраженные двумя основными типами:

Кроме того, просьбы могут быть выражены:

а) нейтральный («Откройте окно»);

б) смягченный («Откроем книгу на странице…»);

в) резко-категорический («Отставить разговоры!»);

Читайте также:  после укола актовегина стало плохо

г) побуждающий к планированию действия («Уберите книги в портфели, достаньте тетради»);

д) менторский/высокомерный («Необходимо всем завтра прийти на субботник»).

В зависимости от того, какой посыл зашифрован в словесной конструкции, формулы просьбы в речевом этикете

При обращении к кому-то с просьбой можно использовать много речевых конструкций. Их выбор обусловлен целым рядом факторов, среди которых важное значение имеют цель той или иной побудительной модели и потенциальные возможности говорящего, обеспечивающие ему должную речевую стратегию/тактику.

Просить или требовать?

Случалось ли такое, что вы просили о чем-то, и наталкивались на отказ или, того хуже — на резкость? Или вас неправильно понимали? Или (что еще хуже) человек как будто соглашался, но просьбу не выполнял, а впоследствии и вовсе отрицал, что его просили о чем-то? Чаще всего это связано с тем, что просьба формулируется не совсем корректно либо очень походит на требование.

lazy placeholder

Чем отличается просьба от требования?

Некоторые люди затрудняются отличить просьбу от требования. И, действительно, разница не столь очевидна. Во-первых, просьба выражается в мягкой форме. Во-вторых, когда просят, как правило, говорят «пожалуйста». В-третьих, просьба не требует моментального исполнения. Но иногда и требования могут звучать таким образом.

Поэтому самым важным отличием является следующее: когда мы о чем-то просим, то внутренне готовы к отказу, принимая желание другого человека быть честным с нами и уважая его выбор. При этом не возникает чувства дискомфорта. Не обязательно заранее настраиваться на отрицательный ответ, но если он все же дан, то воспринимается спокойно. Например, как констатация факта того, что земля — круглая.

Но если, «прося», вы каким-то образом даете собеседнику понять, что примете лишь один ответ и, более того, имеете на него право, а в ответ на отказ повторяете «просьбу» уже более настойчиво либо у вас возникает желание обидеться или отомстить («Погоди, попросишь еще что-нибудь у меня!») — это уже требование. И если подобное становится привычкой — значит, нарушение чужих личных границ уже представляется нормой. А следовательно, уже не возникает необходимости учиться договариваться, проще продавливать и ломать, обвиняя других в «черствости» и эгоизме.

Так что задайте себе вопрос: примете ли вы любой ответ или только один вариант? И неважно, насколько нежной была ваша интонация. Ведь не очень легко понять, что мы требуем чего-то, если мы воспитаны как вежливые, приличные и интеллигентные люди и не стучим по столу кулаком, выражая свои пожелания собеседнику.

А это, в свою очередь, не дает возможности поблагодарить за искренность и восхититься умением отстаивать свою внутреннюю территорию. Кроме того, уважая свободу другого человека, в том числе и свободу сказать «нет», мы иногда можем получить куда больше, чем даже мечтали.

Почему просить так сложно?

Просить сложно, потому что зачастую нам невыносимо принять отказ другого человека. Как правило, такой подход берет начало в детстве. Часто ли вы отказывали в просьбах родителям, ничем не рискуя? Скорее всего, не слишком часто. В результате, отказывать нам крайне сложно, и часто легче сказать «да», даже если не слишком хочется выполнять чужую просьбу. А так как сами мы отказывать не умеем, то и не готовы легко позволить это другим.

Также наша культура не предполагает возможности говорить о своих потребностях, ведь просить о чем-то — неловко.

Кроме того, зачастую отказ в просьбе, даже пустяковой, воспринимается нами как отвержение. То есть если человек отказался выпить с вами кофе — значит, вы неприятны ему как личность. Хотя причин может быть великое множество, начиная от банальной головной боли и заканчивая нехваткой времени. И через 15 минут та же просьба была бы воспринята с гораздо большим энтузиазмом.

Как просить правильно?

Очень важен именно внутренний настрой. Даже если вы используете самые правильные слова, но энергетическим посылом все равно является требование — собеседник будет реагировать именно как на требование.

Для начала, стоит высказать свою просьбу. И не стесняйтесь объяснить, по какой причине то, о чем вы просите, важно для вас. Не стоит использовать намеки, например, «мне завтра нужно отвезти компьютер в ремонт».

Просьбы должны быть конкретными. Можно, конечно, сказать: «Мне хочется, чтобы ты предоставил мне больше свободы», но что конкретно это означает? Что может сказать или сделать ваш собеседник, чтобы вам стало комфортно?

Покажите другому человеку, что он значим для вас.

Подумайте, какие еще варианты действий имеются, если в ответ на просьбу прозвучит отказ.

Исключите любые слова, которые подразумевают «вы должны». Совсем. Иначе выполнение такой просьбы, даже если собеседник, в принципе, согласен, радости ему не принесет.

Выражайте просьбу в настоящем времени и избегайте ультимативности. Например, просьбу лучше сформулировать следующим образом: «Можешь ли ты сделать это сейчас?» Если в ответ прозвучит отказ, можно поинтересоваться, что мешает это сделать (вдруг вы можете изменить ситуацию), но не настаивать.

Обращайтесь к конкретному человеку.

Некоторым людям, воспитанным в постоянных требованиях, очень сложно поверить в то, что у них есть выбор, соглашаться ли на выполнение просьбы. В таком случае, решившись потратить силы и время на то, чтобы человек стал доверять просьбам, вы будете вознаграждены.

Какими бы простыми ни казались эти принципы, их зачастую сложно внедрить в жизнь. Однако успех в этом нелегком деле может изменить как вашу жизнь, так и жизнь окружающих.

Автор: Екатерина Кастрицкая

Речевой этикет – слова просьбы

Вести диалог с культурным человеком, который часто в своей речи обращается за помощью к «волшебным» словам, всегда приятно. Не зря вежливость считается одним из главных качеств личности.

lazy placeholder
Если возникает необходимость обратиться к кому-то с просьбой в максимально вежливой форме, следует использовать такие фразы, как «Пожалуйста

», «Будьте добры/любезны», «Разрешите/позвольте обратиться/спросить/уточнить», «Вас не затруднит?», «Буду признателен/благодарен, если вы…» и пр.

Крайне важно при обращении к другому лицу (с целью удовлетворить какие-либо нужды, желания или исполнить что-то) соблюдать речевой этикет – слова просьбы

в этом случае играют ключевую роль. Их использование заметно смягчает речевую конструкцию, позволяет вызвать у собеседника определенную реакцию на реплику и повышает интерес у оппонента к выполнению определенных поручений/просьб.

Письмо-просьба о снижении арендной платы

Арендная плата «съедает» бюджеты большинства организации. Ее уменьшение позволяет компании продержаться на плаву в сложное время. Письмо следует направлять арендодателю.

Начальнику Иванову П. П. От руководителя Петрова И. И.

Здравствуйте, Петр Петрович. Нашу компанию затронул финансовый кризис. Покупательная способность потребителей уменьшилась, доходы бизнеса уменьшились. В связи с этим просим вас снизить арендную плату на 10%.

За все время нашего сотрудничества мы ни разу не задерживали выплаты. Надеемся, что вы пойдете нам на уступки, и мы сохраним наши деловые отношения. Мы гарантируем своевременную оплату аренды, несмотря на тяжелые финансовые условия.

С уважением, Иван Иванович.

В письме важно упомянуть то, что прежде компания выполняла свои обязательства в полной мере. Арендодатель должен быть уверен в том, что арендодатель будет и в дальнейшем осуществлять выплаты. Получатель также должен понимать, что если он не согласиться на предложенные условия, арендатор откажется от его услуг.

Речевой этикет – слова извинения

Если речь идет о совершении неблаговидного поступка, обиде кого-либо каким-то высказыванием, причинении физической боли, повреждении чужого имущества и т. д., принято пользоваться формулами извинения. Они многообразны и используются не только при выражении извинения за что-то, но и при стремлении обратиться к адресату с конкретной просьбой. Например, «Извините, можно попросить вас о помощи?», «Простите, но эта работа никуда не годится, ее нужно переделать», «Не судите строго. Знаю – виноват, приношу свои извинения».

Действия, совершаемые человеком после какого-то проступка или допущения оплошности, могут как исправить ситуацию, сгладить острые углы, так и усугубить ее. От того, как человек извиняется, зависят дальнейшие отношения с окружающими. Поэтому так важно знать речевой этикет – слова извинения

способны сглаживать напряжение. Кроме того, человек, который признает свои ошибки и пользуется «волшебными» словами, вызывает доверие и уважение.

Общие положения

Рассмотрение корреспонденции, поступившей от населения, происходит в соответствии с положениями федерального законодательства, отраслевыми и внутренними нормативными актами органа, расширяющими или конкретизирующими его полномочия по работе с обращениями населения.
Первоначально письмо попадает в структурные подразделения, отвечающие за делопроизводство в конкретной организации – канцелярию или административный отдел. По общим правилам, входящая корреспонденция, принятая к рассмотрению, регистрируется как в журналах учета на бумажном носителе, так и в системах электронного документооборота.

Если в поступившем документе не указан адресат или конкретный отдел, то после регистрации, он попадает на стол к руководителю органа или его заместителю, или помощнику. Затем он отписывается по компетенции для исполнения.

Речевой этикет – слова благодарности

Благодарность – это ответ на поздравление, приглашение, пожелание и т. д. наиболее популярной и самой употребительной формулой выражения благодарности является слово «спасибо

». Но можно использовать и другие выражения, например, «Благодарю!», «Очень признателен/благодарен», «Позвольте поблагодарить», «Примите мою благодарность», «Вы очень любезны/внимательны», «Я тронут», «Хочу сердечно поблагодарить» и пр.

Использование фраз благодарности в контексте необходимо для усиления эффекта, придания конкретной мысли правильной окраски. Очень важно во время обращения к собеседнику с благодарственными словами говорить искренне и с добротой. Производных от слов «спасибо» и «благодарю» бесчисленное множество. Тут все зависит от фантазии и словарного багажа самого автора. Не важно, какая формула используется человеком при выражении собеседнику признательности. Главное – соблюдать правила приличия, вежливости. В этом поможет речевой этикет: слова благодарности

, используемые в речи, являются признаком воспитанности человека и уважения к тому, кому они предназначаются.

Частные рекомендации

Написать действительно хорошую, убедительную просьбу может человек наделенный чувством такта, владеющий слогом, имеющий опыт в деловой переписке. Нужно понимать психологические аспекты, уметь поставить себя на место адресата, постараться составить обращение так, чтобы ему это было интересно и, возможно, с определенной точки зрения, выгодно.

Как заинтересовать получателя:

Рекомендуется не писать длинный текст – получатель не дочитает его до конца. С юридической и психологической точки зрения также важно оформление документа, это формирует правильный имидж, «показывает лицо» отправителя.

Примеры написания

Чтобы понять, как правильно склонять и изменять слова, необходимо рассмотреть несколько примеров с проверочными буквами. Они помогут не ошибиться с правописанием. Например:

lazy placeholder

В представленных предложениях можно услышать четко корневую букву «с». Чтобы правильно написать ее, нужно сделать так, чтобы она стояла в другой форме, тогда ошибка вряд ли будет допущена.

Изменение и проверка

Известно, что глагол может изменяться по лицам, временам и числам. Благодаря этому свойству удастся проверить правильное написание. Если использовать личную форму глагола в настоящем времени, то отчетливо будет слышна буква «с», например:

Однокоренные слова личной формы глагола также помогают определять, как правильно пишется просьба или просьбочка (например, попросить, запросить).

Когда при написании возникают проблемы, лучше всего воспользоваться синонимами, которые заменят существительное и не допустят ошибок. Просьбу можно заменить на требование, желание, упрашивание, настояние.

Побудительные

Это предложения, которые содержат приказ, просьбу, совет или призыв. Другими словами, побуждают человека что-то сделать.

Не суй пальцы в розетку! (приказ) Берегите природу! (призыв) Передайте мне соль, пожалуйста. (просьба) Поучи еще чуть-чуть. (совет)

Как видно из этих примеров, побудительные предложения не всегда заканчиваются восклицательным знаком. Иногда у них в конце ставится просто точка.

В устной речи такие предложения распознать весьма просто. Они, как правило, произносятся более повышенным голосом.

Источник

Метод Ненасильственного общения(ННО) Маршалла Розенберга

Добрый день, дорогие посетители сайта.
Ко мне не раз обращались люди, не знающие, как выстроить диалог так, чтобы их услышали, поняли, приняли, им бы удалось договориться с родителем, мужем, другом, коллегой по работе и я им советовала использовать технику ненасильственного общения о которой узнала из книги Маршалла Розенбега Язык жизни.Ненасильственное общение.

Читайте также:  чумаковская или спутник какая вакцина лучше

Это очень хорошая, действенная техника, о которой я хочу Вам рассказать.

В 1960-е годы американский психолог Маршалл Розенберг сформулировал четыре правила общения без агрессии, опираясь на гуманистическую философию Махатмы Ганди (1869–1948) и на исследования американского психолога Карла Роджерса (Carl Rogers), основателя метода клиент-центрированной психотерапии

В 1984 году Маршалл Розенберг основал Центр ненасильственного общения в Техасе (США)
. Еще ребенком он заметил, что есть люди, которые радуются чужим несчастьям поражениям и боли, но есть и те, кто искренне сопереживает другим, готов помочь, пойти на встречу, договориться.

В последствии, эта идея, это наблюдение и стало основой его метода. Изучая факторы, влияющие на нашу способность сочувствовать другим, я был поражен важностью роли языка и того, как мы его используем.
И я выявил определенный подход к общению, то есть к речи и ее восприятию, который позволяет нам говорить от всего сердца, проложить путь к душе другого человека и высвободить нашу природную способность к сопереживанию. Маршалл Розенберг.

Метод Ненасильственного Общения определяется как язык сострадания и, предлагает нам инструменты для более эффективной и позитивной коммуникации, а также для духовной практики. ННО основано на фундаментальном принципе, что все человеческие действия вызваны потребностями, которые люди стремятся удовлетворить.

Понимание и признание этих потребностей помогает создать определенный уровень душевной близости между людьми, ведет к сотрудничеству, а, если говорить более глобально, к миру.

Метод ННО прост.
Согласно принципам ННО нужно научиться в первую очередь выражать свои собственные чувства и потребности и, во-вторых, эмпатически слышать чувства и потребности других людей.

Сложность заключается в том, что эти действия радикально отличаются от тех, к которым мы привыкли обращаться во время конфликта: обвинять, обижаться, избегать обсуждения ситуации, вести себя грубо и агрессивно, унижать и смеяться над другими. Это происходит из-за укоренившейся привычки оценивать друг друга.
Есть 4 составляющие ННО:
1. НАБЛЮДЕНИЕ

Первая ступень на пути к ННО — это научиться видеть ситуацию такой, какая она есть. Без собственной интерпретации, эмоций, чувств, осуждения, ярлыков, диагнозов, мнений. Только действия, только слова, только факты.
Например, если мы заявляем: «Ты злой,» то другой человек скорее всего воспримет наши слова как критику и постарается воспротивиться. А если мы говорим: «Когда ты вошел в комнату, ты накричал на меня» то этот человек вероятнее всего согласиться с данным фактом. Большинству из нас трудно просто наблюдать за людьми и их поведением, не подвергая их суждениям, критике или другим формам анализа. Поэтому для проработки этого навыка я предлагаю вам выполнить следующее упражнение, приведенное в книге Маршалла Розенберга:
Упражнение 1

Наблюдение или оценка?
Отметьте в приведенных утверждениях те, которые являются наблюдением без примеси оценки.
1. Позавчера Джон сердился на меня безо всякой причины.
2. Вчера вечером Нэнси грызла ногти, когда смотрела телевизор.
3. На совещании Сэм не стал спрашивать моего мнения.
4. Мой отец — хороший человек.
5. Дженис слишком много работает.
6. Генри агрессивен.
7. Всю эту неделю Пэм каждый день стояла первой в ряду.
8. Мой сын часто не чистит зубы.
9. Люк сказал мне, что в желтом я плохо выгляжу.
10. Когда я разговариваю с тетей, она только и делает, что жалуется.
Ответы к Упражнению 1
1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «без причины» — это оценка. Кроме того, я считаю оценкой утверждение, что Джон сердился. Возможно, он плохо себя чувствовал, был напуган или грустил. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Джон сказал мне, что сердился» или «Джон стучал кулаком по столу».
2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это — наблюдение, не смешанное с оценкой.
3. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это — наблюдение, не смешанное с оценкой.
4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «хороший человек» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Мой отец двадцать пять лет отдавал на благотворительность десятую часть своей зарплаты».
5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «слишком много» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «На этой неделе Дженис провела в офисе больше 60 часов».
6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «агрессивен» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Генри ударил сестру, когда она переключила телевизор на другой канал».
7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это — наблюдение, не смешанное с оценкой.
8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «часто» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы быть: «Дважды на этой неделе мой сын не чистил зубы на ночь».
9. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это — наблюдение, не смешанное с оценкой.
10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «жалуется» — это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «На этой неделе тетя трижды звонила мне и каждый раз говорила о том, что другие люди вели себя с ней не так, как ей хотелось».

Третий компонент ННО — подтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств. В контексте ННО потребности определяются нашими основными ценностями и глубокими человеческими устремлениями. Осознание своих потребностей помогает нам в первую очередь улучшить отношения с самими собой, а также укрепить взаимопонимание с другими людьми. Если мы понимаем потребности друг друга, то нам проще найти вариант разрешения конфликта таким образом, чтобы удовлетворить потребности обеих сторон. Определяя потребности важно называть именно свои ценности и устремления, а не стратегии достижения цели. Только говоря о наших реальных чувствах и потребностях, мы берем ответственность за наши чувства, освобождая себя самих и других людей от чувства осуждения и вины. Мы начинаем разговаривать на понятном языке общечеловеческих потребностей, тем самым вызывая в другом человеке чувства эмпатии, сочувствия. К сожалению, большинство из нас никогда не училось мыслить на языке потребностей. Мы приучены думать, что, когда наши потребности не получают отклика, это означает, что что-то не так с окружающими. И тогда, желая, чтобы куртки висели в шкафу, мы можем заявить, что наши дети ленивы, раз оставляют их на диване. Или мы можем называть безответственными своих сотрудников, если они не выполняют задачи так, как мы этого хотим. С того момента, когда люди начинают говорить о своих нуждах, а не о том, что не так с другими, возможность найти способ пойти навстречу потребностям друг друга многократно увеличивается. Ниже приведены примеры основных человеческих потребностей, которые есть у каждого из нас: Благополучие живость красота комфорт легкость наслаждение жизнью безопасность веселье ясность мир отдых Самостоятельность выбор творчество пространство Смысл связь участие цель служение жизни Самоуважение достоинство личность любовь принятие себя Самовыражение вызов творчество развитие вдохновение обучение Физическое выживание воздух, вода здоровый сон питание сексуальность жилище прикосновение Социальные связи принадлежность забота ясность близость эмпатия равные возможности обратная связь (радость-скорбь) честность тесная связь, близкие отношения взаимность восстановление поддержка нежность понимание тепло Чтобы поупражняться в выяснении потребностей, отметьте, пожалуйста, пункты с теми утверждениями, где собеседник признает ответственность за свои чувства.
Упражнение 3
Подтверждение потребностей
1. Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний. 2. Я сержусь, когда говорю с вами, — я хочу уважения, а ваши слова звучат для меня как оскорбление.
3. Я злюсь на твое опоздание.
4. Мне очень жаль, что ты не придешь на ужин, я надеялся, что мы проведем вечер вместе.
5. Я разочарован: вы пообещали это сделать и не сделали.
6. Я подавлен тем, что мне не дали желанного повышения по службе.
7. Иногда высказанное кем-то замечание сильно меня задевает.
8. Я счастлив, что вы получили эту награду.
9. Мне страшно, когда ты кричишь.
10. Я признателен вам за то, что подвезли меня, — мне нужно было вернуться домой раньше детей.
Ответы к Упражнению 3
1. Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Мне кажется, это утверждение подразумевает, что за чувства говорящего отвечают действия другого человека. Здесь не показана та потребность или мысль, которая стоит за высказанным раздражением. Желая их выразить, можно было бы сказать так: «Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний, потому что я хочу, чтобы наши документы всегда были в сохранности и под рукой».
2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.
3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Я злюсь на твое опоздание: я рассчитывал, что мы успеем купить билеты в первый ряд».
4. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.
5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Вы пообещали сделать — и не сделали; я разочарован, потому что предпочел бы иметь возможность полагаться на ваше слово».
6. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.
7. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Иногда выказанное кем-то замечание сильно меня задевает, потому что я хочу высокой оценки, а не критики».
8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Я счастлив, что вы получили эту награду: я надеялся, что ваш вклад в проект получит должное признание».
9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Когда ты кричишь на меня, мне страшно, потому что я начинаю думать, что кто-то может пострадать, а мне нужно знать, что мы в полной безопасности».
10. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.
4. ПРОСЬБА
Четвертый, заключительный компонент процесса ННО призван помочь нам выяснить, чего мы хотели бы просить у других, чтобы удовлетворить наши потребности, обогатить нашу жизнь.
Для четкой формулировки просьбы важно выполнять следующие рекомендации: • Формулируйте то, в чем вы нуждаетесь, а не то, что вам не нужно.
Например, выражение недовольства своему супругу «я не хочу, чтобы ты весь вечер торчал на работе», замените на просьбу «мне бы хотелось, чтобы ты проводил вечера со мной и детьми».
• Избегайте неопределенных, абстрактных или неоднозначных выражений, формулируйте просьбы как конкретные действия, которые могут предпринять окружающие.
• Убедитесь, что ваша просьба не выглядит как требование, за невыполнением которого последует наказание или обвинение.
• Целью просьбы должно служить именно удовлетворение потребностей, ваших и другого человека, а не стремление изменить людей, их поведение или привлечь их на свою сторону. Чтобы проверить, как вы поняли ясное выражение просьб, отметьте номера тех утверждений, в которых собеседник ясно просит предпринять определенные действия.
Упражнение 4
Выражение просьбы
1. Я хочу, чтобы вы меня поняли.
2. Я хотел бы, чтобы вы высказали свою оценку одной моей работы.
3. Я хотел бы, чтобы ты был более уверен в себе.
4. Я хочу, чтобы ты бросил пить.
5. Я хочу, чтобы ты позволил мне быть собой.
6. Я хотел бы, чтобы вы были честны со мной относительно вчерашней встречи. 7. Я хочу, чтобы ты ехал с дозволенной скоростью.
8. Я хотел бы узнать вас лучше.
9. Я хотел бы, чтобы вы уважали мое право на личное пространство.
10. Я хотел бы, чтобы ты чаще готовила ужин.
Ответы к Упражнению 4
1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слово «поняли» не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы сказали мне, что сейчас услышали от меня».
2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собеседник.
3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уверен в себе» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты прошел курс терапевтического тренинга, который, я уверен, увеличит твою веру в себя».
4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «бросить пить» не дают ясного определения действия, а скорее сообщают, чего собеседник не должен делать. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты сказал мне, какие твои потребности удовлетворяет алкоголизм, и чтобы ты обсудил со мной другие способы удовлетворить эти потребности».
5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «позволил мне быть собой» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты пообещал мне, что не расстанешься со мной — даже если я сделаю что-то, что тебе не понравится».
6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «быть честным со мной» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне, что вы чувствуете относительно моих действий и что с вашей точки зрения я мог бы сделать по- другому».
7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собеседник.
8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что это заявление не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел спросить, не согласитесь ли вы обедать со мной раз в неделю».
9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уважали мое право на личное пространство» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы вы стучали в дверь, прежде чем войти в мой кабинет».
10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «чаще» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты сама готовила ужин вечером по понедельникам».
ЭМПАТИЯ
Эмпатия — это уважительное понимание переживаний Других.
Эмпатия к окружающим возникает, только если мы успешно утратили все предвзятые мысли и суждения на их счет. Вместо проявления эмпатии мы часто поддаемся сильному побуждению начать давать советы или произносить ободряющие слова, вдаваться в объяснения собственной позиции или собственных чувств.
Эмпатия же, напротив, требует сосредоточения всего внимания на том, что говорит другой человек. Мы даем другому время и место, которые ему необходимы, чтобы полностью выразить себя и почувствовать, что его поняли. Обычно мы реагируем следующим образом: Советуем: «Я думаю, вам следует…», «Почему вы не стали. » Переводить на себя: «Это еще ничего; а вот послушайте, что случилось со мной». Поучаем: «Это могло бы стать отличным уроком для вас, если бы вы…» Утешаем: «Это не ваша ошибка; вы сделали все, что могли». Рассказывать аналогичные случаи: «Это напоминает мне о тех временах…» Обрываем на полуслове: «Не стоит унывать. Все не так плохо».» Сопереживаем: «Ах, бедняжка…» Допрашиваем: «Когда это началось?» — Объяснять: «Я позвонил бы, но…» Поправляем: «Все это не так случилось». Ключевой компонент эмпатии — присутствие. В ненасильственном общении — независимо от того, какие слова используют другие для самовыражения, — мы просто слышим их наблюдения, чувства, потребности и просьбы. Потом мы при желании можем воспроизвести это, выразив словами наше понимание. Мы остаемся с эмпатией, давая другим возможность полностью выразить себя, прежде чем направить внимание на решения или просьбы об облегчении. Упражнения. 5
Отличие приема с эмпатией от приема без эмпатии Чтобы определить, насколько вы способны видеть, есть в общении эмпатия или нет, пожалуйста, отметьте те утверждения, в которых человек Б отвечает эмпатически на то, что происходит с человеком А.
1. Человек А: Как я мог быть таким дураком? Человек Б: Все несовершенны; ты слишком суров к себе.
2. Человек А: Если бы меня спросили, я бы сказал, что всех этих иммигрантов надо отправить туда, откуда они пришли. Человек Б: Вы действительно думаете, что это решило бы что- нибудь?
3. Человек А: Ты не Бог! Человек Б: Ты расстроен, потому что хочешь, чтобы я признал, что могут быть другие интерпретации этого вопроса?
4. Человек А: Я думаю, что вы принимаете меня как нечто само собой разумеющееся. Интересно, как бы вы справились без меня. Человек Б: Это не так! Я не считаю, что вы — нечто само собой разумеющееся.
5. Человек А: Как вы только могли сказать мне такое? Человек Б: Вы чувствуете себя задетым тем, что я сказал?
6. Человек А: Я ужасно злюсь на мужа. Его никогда нет рядом, когда он нужен. Человек Б: Вы считаете, ему нужно чаще быть рядом с вами?
7. Человек А: Я так тяжело хожу, что сам себе отвратителен. Человек Б: Возможно, бег трусцой вам помог бы.
8. Человек А: У меня все нервы ушли на свадьбу дочери. Семья жениха совсем не помогает. Каждый день у них новые планы. Человек Б: Значит, вы озабочены тем, как все устроить, и были бы рады, если бы ваши будущие родственники больше знали о тех сложностях, которые создает для вас их нерешительность? 9. Человек А: Когда мои родственники приезжают, не сообщив мне об этом заранее, я чувствую, что стал жертвой оккупации. Точно так же родители когда-то игнорировали мои потребности и все решали за меня. Человек Б: Я знаю это ощущение. Я и сам когда-то так себя чувствовал.
10. Человек А: Я разочарован вашей работой. Я хотел, чтобы ваш отдел удвоил производство в прошлом месяце. Человек Б: Я понимаю, что вы разочарованы, но у нас было очень много людей на больничных.
Ответы к Упражнению 5
1. Я не стал бы отмечать это утверждение, потому что Человек Б дает утешение, а не принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.
2. Я вижу, что Человек Б пытается поучать, а не принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.
3. Если вы отметили этот номер, я с вами согласен: я нахожу, что Человек Б принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.
4. Я нахожу, что Человек Б отрицает и защищается, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.
5. Я нахожу, что Человек Б берет на себя ответственность за чувства Человека А, а не принимает с эмпатией то, что с ним происходит. Человек Б мог бы сказать: «Вы чувствуете себя задетым, потому что предпочли бы, чтобы я согласился сделать то, о чем вы просили?»
6. Если вы отметили этот номер, я с вами отчасти согласен. Я вижу, что Человек Б воспринимает мысли Человека А. Однако я полагаю, что, когда мы принимаем чувства и выражаемые потребности, а не мысль, между нами возникает более глубокая связь. Поэтому я предпочел бы, чтобы Человек Б сказал: «Значит, вы злитесь на мужа, потому что хотели бы, чтобы он почаще был рядом с вами?»
7. Я нахожу, что Человек Б дает совет, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.
8. Если вы отметили этот номер, я с вами согласен: я нахожу, что Человек Б принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.
9. Я нахожу, что Человек Б предполагает, что правильно понял чувства собеседника, и начинает говорить о собственных чувствах, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.
10. Я нахожу, что Человек Б начинает с того, что сосредоточивается на чувствах Человека А, но затем смещается к объяснению.
Язык ННО вносит огромный вклад в отношения с друзьями, а также в отношения в семье, на работе и в политике.
Однако самое важное его применение — это возможность установить контакт с самим собой. Когда мы жестоки к себе, нам трудно проявлять искреннее сопереживание к другим. Когда мы делаем ошибки, то вместо того, чтобы осуждать самих себя, мы можем воспользоваться ННО-методикой сожаления и прощения себя, чтобы увидеть, куда нам расти.
Оценка поведения с точки зрения собственных неудовлетворенных потребностей — это стимул для изменений, происходящих не из стыда, чувства вины, гнева или депрессии, а из подлинного желания внести свой вклад в свое благосостояние и благосостояние окружающих. Мы также культивируем сопереживание к себе тем, что сознательно ежедневно делаем выбор в пользу того, чтобы действовать только исходя из собственных потребностей и ценностей, а не из чувства долга, ради награды извне или ради того, чтобы избежать стыда, наказания и чувства вины. Если мы пересматриваем безрадостные обязанности, которым подчинены в данный момент, и совершаем переход из «я обязан» в «я выбираю», мы обнаруживаем больше радости и целостности в своей жизни.
ВЫВОДЫ
Как вы уже убедились, если внимательно изучили материалы данной статьи, ННО — это мощная методика, которая может помочь нам:
• улучшить наше общение с самими собой и другими людьми, помогая нам переводить свои негативные сообщения в чувства и потребности;
• научиться слышать себя, распознавать свои чувства и потребности;
• признать наличие выбора во всех своих чувствах и действиях и взять за них ответственность;
• правильно строить свои просьбы окружающим, чтобы наши потребности были услышаны и удовлетворены;
• научиться эмпатии к себе и окружающим;
• фокусироваться на том, чего мы на самом деле хотим, — вместо растраты внимания на недостатки у себя и у других.

Читайте также:  хорошие районы москвы для проживания с развитой инфраструктурой

Источник

Оцените статью
Рейтинг товаров
Adblock
detector