юношеский максимализм плохо или хорошо

computer 1185626 1920 Рейтинг Топ 10

Юношеский максимализм: понятие, примеры, симптомы, фазы

lazy placeholder

Приветствую Вас, друзья!

Максимализмом называют склонность к крайностям, при которой человек всегда стремится к тому, чтобы всё было сделано по максимуму и в лучшем виде. Особенно сильно данная черта характера проявляется в юные годы. Поэтому и сформировалось устойчивое сочетание «юношеский максимализм». Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данная особенность характера, как и когда она проявляется, а также рассмотрим несколько дельных советов родителям, которые хотят помочь своим детям поскорее справиться с данной проблемой.

Что такое юношеский максимализм?

Юношеский максимализм – это специфическая особенность психики, заставляющая подростков и молодых людей судить обо всём категорично и прямолинейно, не допускать гибкости суждений, не соглашаться на компромиссы, преувеличивать свои способности и строить грандиозные планы. Данная черта характера возникает в раннем подростковом возрасте и постепенно исчезает по мере взросления и накопления жизненного опыта.

Само понятие «максимализм» не является возрастным, и в разной мере оно свойственно практически всем людям. Любой взрослый человек, адекватно воспринимающий собственные возможности, вполне может в некоторых сферах стремиться к идеалу. К примеру, организовывая романтическое свидание на годовщину супружеской жизни, не грех позволить себе побыть максималистом и в 40 лет. А некоторые люди и вовсе сохраняют отдельные максималистские взгляды на протяжении всей своей жизни.

В каком возрасте проявляется максимализм?

Данная особенность психики может проявиться позже или раньше, но наиболее распространенный возраст – 12 лет. Психологи делят весь период юношеского максимализма на три фазы:

Как проявляется юношеский максимализм?

Чтобы лучше понять, что такое юношеский максимализм, нужно разобраться с основными его проявлениями. Здесь всё достаточно индивидуально, но есть ряд характерных признаков, свойственных большинству подростков, переживающих данный период:

Что делать родителям?

Время, когда ребенок проходит через юношеский максимализм – это очень ответственный период для родителей, поскольку возможны самые разные неприятные ситуации. Но первое, что нужно сделать – прекратить негодование. Нельзя винить ребёнка в странных поступках, поскольку он молод и неопытен, ему сложно обуздать гормоны, и он совершенно не виноват в происходящем.

Чтобы помочь ребёнку-максималисту достойно пройти через этот жизненный период, родителям рекомендуется использовать следующие подходы:

Заключение

Юношеский максимализм – это неизбежный и необходимый этап развития нашей психики. Каждый из нас проходил через него, поэтому не нужно резко реагировать, наблюдая, как в эту фазу своего развития вступают наши дети. Это именно тот период жизни, когда наивный, неопытный и эгоцентричный ребёнок постепенно превращается в мудрого, самостоятельного и ответственного взрослого человека. И не нужно рассчитывать, что это произойдёт мгновенно. Однако родители обязаны поддержать своего ребёнка, чтобы не дать ему совершить ошибок, которые могут в корне поменять всю его будущую жизнь.

Источник

Юношеский максимализм: польза и вред экстремальности взглядов

1476011185 yunosheskiy maksimalizm neotemlemoe svoystvo podrostkov

Юношеский максимализм – распространенное качество личности, присущее многим людям в период отрочества и ранней зрелости. Большинство современников относит юношеский максимализм к отрицательным нравственным качествам. При этом многие люди крайне скептически относятся к этой особенности подросткового возраста, а некоторые персоны и вовсе осуждают эту черту характера, призывая отроков с ней бороться.

Цель этой публикации – помочь разобраться, что такое юношеский максимализм, так ли на самом деле вредна и проблематична эта черта и следует ли с ней рьяно бороться.

Из-за чего у уравновешенного ребенка развивается буйство страстей – юношеский максимализм? В возрасте от тринадцати до восемнадцати лет происходят значительные изменения в характерологическом портрете личности, связанные с чрезвычайным ускорением процесса становления личности. У юношей и девушек развивается самосознание и определяется отношение к самому себе. У ребят отроческого возраста формируются зачатки собственного мировоззрения, которые базируются на субъективной оценке происходящих в мире событий.

Проявления юношеского максимализма
Как проявляется юношеский максимализм? У каждого подростка существуют самобытные проявления данного качества. Однако признаки этой особенности отследить не сложно, если рассматривать высказывания и поступки отрока через призму под названием «чрезмерно». Опишем основные проявления юношеского максимализма.
Ранее нетребовательный ребенок начинает настойчиво требовать от родителей все и сразу. Неприхотливый в одежде и обуви парень или девушка выказывает недовольство своим существующим гардеробом.
Непривередливый в еде подросток протестует против предлагаемого меню.

Отрок всеми силами старается «прыгнуть выше головы» и не рассчитывает собственные силы. Юнец настойчиво сражается с «ветряными мельницами» – борется со всеми и воюет против всех. Он пытается доказать, что сутки – безразмерные, создавая себе такой график, что на сон остается от силы пару часов. Юношеский максимализм требует достижения цели любой ценою и не признает существования альтернатив.
Подросток отличается наличием возвышенных стремлений. Он убежден, что является уникальной личностью, и его судьба отлична от рядовых людей. Малолетний сорванец избирает необычные формы протеста против существующих правил, например: объявляет голодовку. Он вылезает из кожи вон, чтобы показаться необычным и уникальным, например: без подготовки поднимает штангу с множеством блинов.

1476011857 yunosha ili devushka stanovyatsya krayne neterpimymi k slabostyam drugihЮноша или девушка становятся крайне нетерпимыми к слабостям других людей. Этой проявляется, в первую очередь, в очень агрессивном настрое в отношении других людей. Незрелая личность болезненно реагирует на малейшие замечания и беспочвенно критикует даже незначительные оплошности других людей. Поведение самых близких людей – особенно матери, вызывают у подростка чувство возмущения. Он убежден, что к нему относятся несправедливо, требуют от него чрезмерно и слишком сурово воспитывают. Очень часто ребенок в подростковом возрасте высказывает негодование по поводу внешнего вида родителей, упрекая их в старомодности и полном отсутствии вкуса.
Отрок проникнут эгоизмом, он игнорирует потребности даже близких людей. Из-за того, что незрелая личность сосредоточена на своих внутренних переживаниях, она не способна обращать внимание на интересы родственников и друзей.

Еще одно проявление юношеского максимализма – гипертрофированное чувство взрослости. Подростка начинает раздражать чрезмерная, по его мнению, опека родителей и он настаивает на полной автономности и самостоятельности. Еще незрелая и незакаленная личность старается демонстрировать, что он уже является полностью взрослой особой.
Подросток настаивает, чтобы к его мнению не только прислушивались, но и следовали его убеждениям. Отстаивание своей позиции перед сверстниками, родителями, преподавателями зачастую происходит в очень грубой форме. Верность своим принципам нередко подталкивает отрока к безрассудным действиям, нередко лишенным основ сохранения собственной безопасности.

Юношеский максимализм иногда приводит к тому, что ребенок, не сумев договориться с родителями, уходит из дома в поисках взрослой – «легкой и свободной» жизни. Неспособность идти на компромисс и убежденность в своей правоте подталкивает отрока к курению, приему спиртных напитков или первым пробам наркотических веществ. Подросток старается доказать приятелям, что «не слабо» совершить «взрослые» поступки, например: выпить литр водки залпом без закуски.
Еще одно проявление юношеского максимализма – слепая увлеченность. Поскольку психика юной личности не совсем окрепшая, и эмоциональный фон не отличается стабильностью, у подростков нередко возникают навязчивые идеи, требующие самоотдачи. Заинтересовавшись какой-либо темой, юноша или девушка настолько входит в азарт, что попросту забывает о существовании других дел и развлечений. У некоторых детей увлеченность достигает крайности. Например, ребенок может часами сидеть у монитора компьютера, забывая не только выполнить домашнее задание, но и поесть.

Читайте также:  что лучше цеф 3 или цефтриаксон

1476011892 stoit li borotsya s yunosheskim maksimalizmomСтоит ли бороться с юношеским максимализмом: плюсы и минусы
По своей сути, юношеский максимализм – радикальный стиль мышления, когда все происходящее классифицируется на две категории: черное и белое. В понимании подростка «серых» явлений попросту не существует.
Взрослые склонны осуждать такую критичную полярность суждений подростков. Конечно, в такой оценке есть и доля рационального звена. Ведь многие жизненные ситуации не могут быть интерпретированы однозначно, а требуют взвешенного подхода в анализе и поиска компромисса. Ошибочно и вредно представлять реальность, как черно-белый конструкт. Если не учитывать существование иных оттенков, окружающий мир превращается в безликий и примитивный шаблон, наподобие компьютерной программы, состоящей исключительно из ноликов и единиц.

Однако следует помнить, что существование промежуточных явлений не превращает окружающий мир в серую безымянную массу. Помимо четких знаков: плюса и минуса во многих ситуациях есть и вполне приемлемые оценки из обширного по размерам интервала. Изучение и выбор оптимального значения между двумя полюсами вполне возможен в большинстве жизненных ситуаций.

Проиллюстрируем на примере. Девушка, недовольная своей массой тела, вступает в ожесточенную борьбу с собственным весом в погоне за идеальной, на ее взгляд, фигурой. Однако вместо поиска и анализа существующих вариантов решения этой проблемы, несчастная «толстушка» изнуряет себя голодом, итогом чего становятся не только обмороки и постоянная раздражительность, но и опасные соматические заболевания. Юношеский максимализм не позволяет оценить реальную перспективу, поставить адекватную планку по снижению веса и разработать логичную и комплексную программу похудения.

Однако некоторые жизненные события следует интерпретировать четко и оценивать однозначно. То есть категорично называть вещи своими именами, поскольку промежуточного интервала между полюсами просто не существует. И в данной ситуации юношеский максимализм приходит на помощь.

Юношеский максимализм – это протест от установленной диктатуры, убивающей совесть и уничтожающей мораль. Именно эта черта подростков помогает открыть глаза зрелым и состоявшимся людям на ужасающую беспринципность реальности. Именно юношеский максимализм часто пробуждает совесть взрослых, погрязших в суете продажного материального мира. Это специфическое требование обществу, которое тормозит раскрытие талантов и ставит под запреты развитие индивидуальности.

Юношеский максимализм не позволяет психике закостенеть в «сером» образе мышления, который приводит к накоплению на уровне подсознания стресса, оборачивающегося нервными срывами, алкоголизацией и наркоманией. Ведь зачастую именно деструктивная серость мышления – источник тяги к поиску эндорфинов, в образе беспорядочных интимных отношений, страсти к наркотикам, замене реальности на виртуальный мир.
Юношеский максимализм – идеальный стимул для достижения выбранной цели. Он помогает избавиться от лени и стимулирует к энергичным действиям. Он позволяет увеличить порог выносливости и двигаться вперед, невзирая на преграды. Именно юношеский максимализм – привилегия юных, энергичных и выносливых людей. Он помогает не опускать руки, даже когда весь мир отворачивается от азартного подростка.

Вместо послесловия
Как правило, юношеский максимализм исчезает в процессе взросление. А те особы, которые не переросли эту ювенальную черту, обретают тупое упрямство, глобальную неуживчивость и гипертрофированный эгоизм. Именно тогда юношеский максимализм становится не приятным преимуществом, а уничтожающим пороком.

Источник

Никогда и навсегда: почему подростковый максимализм — это нормально

590

Подростки — максималисты, их дружба или влюблённость — это навсегда, а даже не тот цвет юбки воспринимается как трагедия. Юлия Казачкова рассказывает, где проходит грань между нормой и патологией и как ребёнку пережить этот период с пользой.

Мама тринадцатилетней Лизы уже третий раз за сеанс шумно вскакивает со стула и отчаянно жестикулирует: «Вот вы же психолог?! Вы же понимаете, что жизнь состоит из оттенков! Что не бывает только чёрное или белое, здорово или крах. А она (кивает в сторону дочери) не понимает! Она живёт, как будто на вулкане! И мы с отцом вместе с ней, что ни мелочь — то трагедия на всю жизнь…».

Лиза теребит резинку на волосах, смотрит в пол, иногда на меня. Стройная, аккуратно одета, всегда с хорошим маникюром, чаще без макияжа. Лиза на всех консультациях отлично выглядит, но без конца что-то поправляет, выходит причесать волосы, подкрасить губы блеском, расправить юбку. Поймав взгляд девочки, спрашиваю, что у неё случилось и почему, по её мнению, мама так переживает. Долго молчит, смотрит на маму, вопросительно или даже нет, скорее просительно… Мама (по нашей предварительной договорённости) старательно молчит, так как вопрос задан Лизе. Не дождавшись помощи, девочка говорит, растягивая гласные, аккуратно подбирая слова:

— Ну, мама говорит, что я чересчур впечатлительная, что всё время из мухи слона раздуваю… Что надо про уроки думать, а не про глупости всякие…

— А что с уроками? У тебя плохие оценки?

Тут Лиза становится пунцового цвета и отворачивается, пытаясь спрятать глаза от моего взгляда… молчание, всхлипы. Тишину нарушает уже не сдержавшаяся мама, четвёртый раз вскакивая со стула:

— Да! Две четвёрки в четверти светят. О чём она только думает! Бестолочь!

И кто здесь максималист?

Что же такое юношеский максимализм? Где проходит грань между нормой и патологией и каких основных правил нужно придерживаться родителям подростка, чтобы он прошёл сложный для него период с пользой для себя и вышел во взрослую жизнь с правильными выводами? И главное, как не закрепить юношескую позицию и не перенести её из отряда особенности периода, в патологию взрослой личности?

Юношеский максимализм — это выраженная особенность психики подросткового и юношеского возраста в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах.

Первое, что важно увидеть в определении, это словосочетание «особенность психики». А значит, речь не идёт об аномалиях развития. Видеть в своём подростке признаки максимализма во взглядах и поступках абсолютно нормально и закономерно.

А отсюда — правило первое: не паниковать! Вы вдруг заметили, что ваш всегда такой спокойный и в меру рассудительный ребёнок стал вспыльчивым и обидчивым, начал остро реагировать на каждую мелочь, «раздувать из мухи слона», бросать дела, которые не получились с первого раза и категорично заявлять: «Всё! Это никогда не получится», «Я никогда не смогу, не сумею, ничего не выйдет…» Сядьте рядом и выслушайте. Спросите, что именно не получилось, поддержите. Сопереживайте, но не поддавайтесь его настроению. Сложность родительской реакции состоит в основном в том, что нужно придерживаться тонкой грани в отношениях, быть включённым в проблему, искреннее сопереживать, но одновременно оставаться спокойным и уверенным.

Именно ваше спокойствие и уверенность в том, что из ситуации всегда есть выход, придаст ребёнку силы и поможет выйти из кризиса

Юношеский максимализм — явление проходящее. Поэтому правило второе — запастись терпением.

Ещё вчера вы отложили все свои дела, отодвинули на задний план работу, планы на вечер, отключили телефон и с головой погрузились в самую вселенскую проблему тысячелетия под гордым названием: «Жизнь не имеет смысла — мне нечего надеть в кино! Я никуда не пойду!». Весь вечер вместе перебирали гардероб, пили чай и обсуждали, какие цвета носят в этом сезоне и как так вышло, что у неё нет ничего модного в гардеробе. Старательно подбирая слова, вы старались вложить в эту умную, но такую вспыльчивую, восприимчивую и категоричную голову, что в жизни есть куда более страшные вещи, чем отсутствие юбки нужного цвета. Здесь остановлюсь: важно делать это без нотаций! Только конкретные примеры и реальные люди. Лишь так ребёнок услышит и почувствует ситуацию. Аккуратно вложенный короткий пример сыграет большую роль, чем долгие абстрактные нравоучения.

Читайте также:  рейтинг бензопил хускварна по надежности

96

«Я — мама подростка и уже не главный человек в его жизни»

К концу вечера вы, довольные собой, легли спать, уверенные в том, что всё получилось, вас услышали, поняли и все теперь будет прекрасно… И тут — бум! — и на следующий день подружки ушли в кино, не позвав вашу девочку с собой, и история с концом света снова тут как тут.

Терпение! Выдыхайте и начинайте сначала. Вы — отличный родитель, и всё, что говорите и делаете, важно и нужно, ничего не было напрасно. Но «Москва не сразу строилась», поэтому чтобы все уговоры подействовали, должно пройти время.

Наши дети — наше отражение. Это и есть правило номер три. Внимательно и критично посмотрите на себя. Как вы реагируете на свои поражения или ошибки? А на ошибки своего ребёнка? Много ли критикуете? Не завышаете ли планку возможного для себя или окружающих? Одним словом, как вы прошли свой период юношеского максимализма?

Помните, что в основе детского максимализма лежит максимализм родительский

Раскрывая весь диапазон взаимоотношений с родителями, чаще всего претензии, предъявляемые к ребёнку, можно смело отнести и к родителям. Реакция близких на «страшные две четвёрки в четверти» раскрывает внутренний конфликт взрослого. Чего же тогда можно ожидать от ребёнка? Родительский максимализм неизбежно вложит в психику неправильные реакции на трудные (а иногда совсем даже и просто решаемые) жизненные ситуации. И без коррекции реакций родителей, мы получим ребёнка-максималиста.

Корни максимализма закладываются в детстве и в большинстве своём зависят от реакции родителей. Именно родитель имеет возможность скорректировать взгляды на мир и на самого себя. Так, например, типичная ошибка — перехваливать за незначительные успехи, без умолку восхищаться и «организовывать» победы, выбивая оценки у учителя. Они формируют «беспомощного максималиста» — когда победы доставались легким путем, всё самое лучшее «падало с неба», а ребёнок привык к тому, что он на вершине, и от него ничего не требуется.

96

5 советов, как строить отношения с подростком, чтобы он потом сказал вам «спасибо»

Обеспечить условия для возможности реальных побед — вот задача родителя. И можно будет хвалить за реальные достижения. Так, например, отдав ребёнка в сильную школу, не нужно бояться, что её завышенные требования будут способствовать развитию максимализма. Важны не требования социального института, которые могут быть высоки. Требовательная школа, строгий вуз формируют характер, воспитывают сильную и успешную личность, обеспечивая возможность для реального успеха. Здесь важна реакция родителя на успехи или неудачи — это основной критерий для психики подростка.

Юношеский максимализм — необходимый этап взросления психики. Именно эта особенность помогает подростку прочувствовать границы собственных эмоций и, как следствие, научиться ими управлять, корректировать и взаимодействовать с ними в будущем. Как годовалый малыш в процессе познания мира пробует на вкус всё, что попадает в поле его зрения, так и подросток исследует этот мир, изучая глубину и диапазон своих чувств и эмоций.

Источник

Юношеский максимализм: проблема или дар?

Как-то так вышло, что в своей практике я не использую категорию «юношеский максимализм». Никогда не приходилось говорить об этом, как о проблеме. Но поймала себя на мысли, что уж очень часто слышу этот термин от людей, которые работают с детьми, и родителей. Причем – всегда в контексте жалобы. Разумеется, в какой-то момент мне захотелось разобраться – что за странная ситуация? Неужели мне все эти годы просто «везет» и я ни разу не сталкивалась с такой проблемой? Или же это мое «слепое пятно» и при анализе я просто не замечаю это явление? А может, я иначе его трактую? Так или иначе, я принялась изучать этот вопрос в литературе и параллельно перекладывать на собственный опыт и воспоминания. Вот что у меня получилось.

Итак, юношеский максимализм – это чрезмерность, крайность в требованиях, взглядах, ожиданиях, свойственная подросткам. Другими словами, склонность воспринимать мир и самого себя в контрастных тонах. Здесь бы я хотела акцентировать внимание на слове «склонность» и в рамках этой статьи заменить его словом «способность». Поскольку в моей практике этот самый максимализм играет колоссальную роль в становлении личности и является ценным ресурсом, уникальным свойством ребенка.

ytnbullh

Взрослые не имеют права говорить о том, что максимализм – это плохо и его нужно «пережить».

Да, действительно часто сталкиваешься с тем, что у подростка очень устойчивая, но необоснованная позиция. Один из вариантов – отрицание, противоречие общепринятым идеям. «Я знаю, как правильно; все, кто не согласен со мной, неправы, даже если это целый мир». Был забавный случай в «Большом Приключении» – парень 13 лет, полный, флегматичный, назовем его Юра, с первых минут начал обижать своих товарищей по группе. Обзывал, отчитывал, а самое ужасное – находил «слабые места» каждого и откровенно издевался. При этом он вел себя так, будто ему лет 30 – такой видавший жизнь мудрец. Сразу заявил, что является кандидатом в мастера спорта по боксу («только официально звание не присвоили мне, тренер не подал заявку вовремя, я после этого спорт и бросил» – степенно рассказывал он). Дал понять, что эти навыки легко применит по отношению к каждому сомневающемуся. В первый же день в столовой спровоцировал соседа на драку и, неуклюже стукнув «обидчика», ушел в палатку.

Там мы с директором лагеря Юрием Михайловичем Бабинцевым его и нашли. Юра говорил по телефону, как часто делал и во время занятий. Объяснил, что «бросил дома работу, там людям нужно объяснять задачу». Рассказывал, что работает на стройке, прорабом(!), и в лагерь ехать вовсе не собирался («заставили отдыхать», так он это сформулировал). Много и с удовольствием говорил. Причину своего странного поведения сформулировал так: «Я должен быть лидером в этой группе, я хочу, чтоб они все меня слушались. Я один стою всех их вместе взятых…». Приводил доводы, насколько он компетентен во всех делах; если бы не скудный лексический запас и режущие слух слова-паразиты, можно было подумать, что слушаешь Супермена.

Умение выдумывать на ходу и верить в собственные фантазии у Юры было действительно впечатляющим. Но для завоевания авторитета среди ровесников этого, увы, мало… Когда он пошел на очередной виток и рассказывал нам о том, как он руководит взрослыми на стройке, мы как раз проходили мимо домов в центре лагеря. «Ну, а вот эта крыша правильно покрыта?» – спросил Юрий Михайлович, указывая на склад. «Да», – со знанием дела ответил Юра. Мы с директором переглянулись: крышу только готовили к перекрытию…

Читайте также:  рейтинг встраевымаих посудомоечных машин

Это был уникальный случай – так прямолинейно и самоуверенно рваться в лидеры. Ничего не вышло. На деле оказалось, что Юра ленив и физически слаб. На этом фоне его пыл поубавился, но он себя все равно считал «непризнанным гением».

Такая направленность мыслей встречается часто – это «сказочники», манипуляторы, провокаторы (каждому инструктору в «Большом Приключении» знакомы эти «проверки на прочность»). Чаще всего ничем, кроме слов, они не могут отстоять свою позицию. Но через такие беспочвенные, «слепые» идеи ребята познают окружающий мир, учатся адекватно воспринимать себя и свои возможности.

Мы, взрослые, не имеем права говорить о том, что максимализм – это плохо и его нужно «пережить». Не смеем вздыхать, как нам тяжело находиться рядом с такими «сложными» детьми. Максимализм – это не проблема ребенка, это его дар!

Сам по себе максимализм не играет здесь ведущей роли – он как бы подпитывает свойства личности. На поверхности мы видим лишь упрямство, эгоизм, наивность и т.д. Если условия взросления неблагоприятные, над подростком смеются, не уделяют ему внимания, сценарий может быть куда хуже. Непринятые обществом подростки часто объединяются. В лучшем случае – это субкультуры, где более-менее мирно можно лелеять свои взгляды. В худшем – бандитские группировки, деструктивные формы субкультур (например, неонацисты). Это уже максималисты, перешедшие от слов к делу.

Мы много говорили с Юрой: обсуждали его точку зрения, анализировали жизнь в лагере и причину неуспеха в коллективе. Он остался при своем мнении – «виноваты окружающие», но во взгляде уже читался интерес к чужому мнению. Верю, что в его случае юношеский максимализм из отрицания перерастет в иную форму – в прагматизм, как желание чему-то учиться, получать практическую пользу и думать о последствиях своих поступков, как это часто случается с нашими юными бунтарями в «Большом Приключении». Он обещал вернуться. Это радует. Значит, подростка «зацепило» – остались ненайденными ответы на какие-то вопросы.

Собственно, именно о прагматическом максимализме, как о ресурсе развития личности, я и веду речь. Это тот случай, когда подросток уже может отличить несбыточное от разумного и умеет ставить цели, пусть завышенные, но все же достижимые, и он понимает, что ему нужно до нее дойти. Не украсть желаемое, не заставить кого-то силой отдать ее, как в случае с Юрой, а достигнуть самостоятельно. Это затрагивает такие категории, как целеполагание, самоконтроль, мотивация, воля и другие. Энергия максимализма питает полезные качества характера.

В 2014 году в одной из групп «Большого Приключения» я познакомилась с Мишей. Подросток приехал к нам в Карелию отдыхать в полном смысле этого слова: в чемодане у него оказались лишь майки, шорты и шлепанцы. Еще помню панаму. Вот и все. Полной неожиданностью для него стало весло в руках и перспектива идти в поход. О туризме мальчик ничего не знал. Миша оказался контактным, общительным, сам над собой смеялся. Но накануне однодневного похода строго прервал смешки и серьезно произнес: «Я буду лучшим в этом походе и лучше всех научусь грести». В команде были ребята и постарше, и более опытные. Но вернувшись, команда поздравила Мишу с дебютом, и каждый признал, что он превзошел их ожидания и сдержал свое обещание. А этим летом я с радостью узнала Михаила в одной из команд. Он был уже хорошо, по-походному, экипирован, но оставался таким же простым и трудолюбивым участником. Спасибо, что смог добиться своей почти нереальной цели. Продемонстрировал образец прагматического максимализма, дополненного великолепными личностными качествами.

1008

Миша сказал: «Я буду лучшим в походе и лучше всех научусь грести»,

Да, был велик риск остаться в проигрыше, но когда, если не в юном возрасте, учиться проигрывать?! В отличие от взрослого, подросток не видит рамок, и именно это позволяет ему выходить за их пределы, добиваться таких вершин, которые пугают приземленных людей, либо вовсе им не видны.

Как-то в «Артеке» в моем отряде были девочки-балерины. Чудесный народ! Вы никогда не задумывались, почему ребенок упорно занимается, скажем, балетом? Это боль, физические нагрузки, это огромное количество времени, которое его сверстники проводят во дворе. В конце концов, это диета и отсутствие полноценных каникул. В раннем детстве, допустим, ребенка увлекают и держат интересные занятия, мастерство педагога и влияние родителей. Подросток же имеет возможность отказаться от занятий – элементарно прогуливая их или занимаясь без усердия. Многие бросают навсегда. Но кто-то остается и не дает себе поблажек. Мои балерины сами отпрашивались – вместо пляжа – на стадион и тренировались часами в жару и дождь. Подчеркну – в лагере, где не было надзорного ока ни родителей, ни педагога. Не потому ли, что в голове у юного труженика живет мечта, превратившаяся в цель – быть самым лучшим, самым красивым, самым талантливым, самым знаменитым артистом балета. И каждый раз, засыпая, он видит картинки своего чудесного – практически несбыточного – будущего. Именно юношеский максимализм, с его наивностью, свежестью и энергией дарит подростку калейдоскоп возможностей.

Мы, взрослые, не имеем права говорить о том, что максимализм – это плохо и его нужно «пережить». Не смеем вздыхать, как нам тяжело находиться рядом с такими «сложными» детьми, как Юра или прочие, «говорящими о всяких глупостях и не имеющими тормозов». Максимализм – это не проблема ребенка, это его дар! Но это проблема взрослых, и ответственность за ее решение не нужно перекладывать на подростка. Если ребенок ругается матом, бьет стекла в школе, думает только о себе и сбегает из дома – это не юношеский максимализм, не нужно обманывать себя и ждать, что «трудный возраст» скоро пройдет. Это эгоизм, дурное воспитание, низкие моральные ценности – что угодно, но все это исходит не от самого ребенка – это отражение окружающего мира. Юношеский максимализм – катализатор, усилитель, а вот на что он будет направлен, зависит от взрослых. От нас с вами.

Я считаю, что лучшими методами для «приручения» юношеского максимализма являются:

В «Большом Приключении» мы успешно реализуем эти принципы и в каждой покидающей лагерь группе я вижу юношей и девушек, которые откликнулись на наши старания. Они смогли сделать первые шаги навстречу себе, либо хотя бы позволили себе взглянуть на альтернативный путь взросления: без слез родных и чувства собственной неполноценности. Вы видите отражение этого в наших письмах и, верю, в своих детях.

Напоследок хотелось бы пожелать, чтобы у каждого взрослого всегда оставалось хоть немного максимализма, который поможет ставить высокие цели и верить в собственные силы. Ведь все великие открытия вначале кажутся лишь фантазиями, а все гении – мечтателями.

Источник

Рейтинг товаров
Adblock
detector